Подземные парковки и гаражи в новостройках Перми раскупают медленно. При этом у покупателей такой недвижимости могут возникнуть проблемы и при продаже жилья: ведь не будешь же ставить автомобиль там, где больше не живешь. Dom.59.ru выяснял, стоит ли брать «дом для машины»?
Обычно в новостройках с уже раскупленными квартирами места в подземных паркингах еще не распроданы. Хотя количество таких объектов изначально значительно меньше, чем квартир. При этом владельцы жилья в домах с подземным гаражом имеют обычно даже не по одной машине – в классе «эконом» таких новостроек нет. А, как мы знаем, во дворах личному транспорту мест вечно не хватает. Особенно в центре города. Почему же пермяки не докупают «дома для авто» к своей новой квартире?
По мнению экспертов, этому есть логичное объяснение. «Все равно все подземные парковочные места в итоге раскупают, – говорит председатель советаНП «РГР. Пермский край», директор ООО «Территрия» Екатерина Пахомова. – Но вот смотрите, строится дом – покупка квартир идет сразу, разумеется. Кто-то за наличку, кто-то в рассрочку, кто-то в ипотеку... Смысл покупать гараж, если ты в этом доме не живешь или еще не сделан ремонт? В основном дома с подземными парковками находятся в категории «бизнес-класс» (реже в классе «комфорт»), где квартиры идут без отделки. Это значит, что люди будут покупать гаражи и парко-места, когда дом будет уже на последней стадии или даже сделан ремонт. Не торопятся люди с покупкой гаражей. Деньги сейчас выкладывать, а пользоваться только через некоторый период времени? Это не устраивает. Ажиотажа на гаражи нет, продаются они медленно. Но пустующих нет. Все равно люди понимают, что это определенное удобство, и со временем берут. Но срок окупаемости таких объектов для застройщика очень длительный».
Но когда необходимость в машино-месте возникает, пермяки готовы купить его даже в соседнем доме.
«Стоит отметить, что подземные гаражи есть не во всех домах, – поясняет директор департамента оценки ООО «Инвест-аудит» Евгений Железнов. – Как правило, это привилегия жилья бизнес-класса и выше. Поэтому нельзя сказать, что для людей, которые покупают квартиры в дорогих новостройках, 400-800 тыс. руб. – завышенные цены. Люди готовы платить, потому что они получают преимущество. Помимо того что место в гараже обеспечивает безопасность автомобиля, зимой машину не нужно чистить от снега и прогревать. Учитывая особо суровые пермские погодные условия, можно сказать, что это позволяет экономить время и нервы, а в некоторых случаях – деньги. Более того, мы сталкивались с такими ситуациями, когда люди покупали место в подземном гараже соседнего дома из-за отсутствия других вариантов. То есть многие действительно не только считают это удобным, но и готовы за это платить».
Но что делать с машино-местом, когда настал момент продажи квартиры? По словам Екатерины Пахомовой, в каждом случае вопрос с продажей такого объекта решается индивидуально. «Конечно, хотят продать вместе. Но если есть покупатель только на квартиру, то продают отдельно. К примеру, в ЖК «Виктория» была повторная перепродажа квартиры, у владельца было два парковочных места друг за другом – удобно для семьи. Квартиру купили, а парковки – нет. Достаточно долго они в продаже стояли. Потом кто-то из жильцов дома взял их в аренду. А потом они же их и купили. А во многих домах категории «бизнес» сейчас вообще сложно без парковки продать квартиру. Например, в доме Г. Звезда 46 квартира продается, те, кто звонит, в первую очередь спрашивают – есть ли там парковка и продается ли она вместе с квартирой?» – рассказывает г-жа Пахомова.
Тем не менее в некоторых домах в центре Перми стоимость места в подземном паркинге даже превышает миллион рублей. Правда, зачастую застройщики предлагают скидки на такие объекты при покупке квартиры в новостройке. Тем не менее стоимость «дома для машины» для среднестатистического пермяка выглядит как полквартиры.