В Перми утверждена стратегия развития города до 2030 года. Депутаты и чиновники намерены вывести краевой центр в лидеры по уровню жизни. Но что принципиально нового власти намерены создать в ближайшие 15 лет? Будет ли предложена полноценная альтернатива концепции «культурной столицы Европы»? Или же депутаты приняли документ «для галочки»? Подробности – в материале 59.ru.
Пермская городская дума приняла-таки в третьем чтении «многострадальную» стратегию социально-экономического развития Пермь до 2030 года. Разработана она была фондом «Институт экономики города» еще в 2010 году. Тогда же депутаты приняли ее в первом чтении. Но стартовал аналогичный проект на краевом уровне, а городскую стратегию отложили в долгий ящик. Два года назад работа над документом возобновилась, была создана большая рабочая группа из депутатов, руководителей администрации Перми, представителя контрольно-счетной палаты.
Первый зампред гордумы Аркадий Кац, руководивший рабочей группой, пояснил, что цель стратегии осталась прежней – повышение качества жизни населения. «Рабочая группа корректировала техническую составляющую документа. Нашей задачей было приведение стратегии в соответствие со структурой функционально-целевых блоков краевого правительства. Документ стал очень компактным – 12 листов. Подготовлен он в строжайшем соответствии с краевой стратегией», – сказал он.
«Никакой конкретики в стратегии нет. Напоминает обещания, что следующее поколение будет жить при коммунизме, но ничего этого не делается, – отметил депутат гордумы Андрей Солодников. – Документ пустой, «пиаровский». Экономического роста города нет, бюджет каждый год один и тот же. Ни одного промышленного предприятия не построено – сплошные торговые центры, на которых «далеко не уедешь». Данная стратегия – обещание, что все будут жить хорошо, но непонятно как этого достичь».
Ключевой принцип документа – устойчивое развитие экономики, направленное на повышение привлекательности проживания и самореализации в городе. Ставка сделана на инновационное развитие. «Пермь должна занять ведущие позиции по качеству жизни среди городов-аналогов по стране и стать лидером в Приволжском федеральном округе», – говорится в стратегии.
Документ сформирован по «табличному» принципу: определены шесть направлений развития, по которым указаны сегодняшние преимущества и недостатки. Сформулированы задачи, которые, в общем-то, предполагают либо устранение недостатков, либо существенное улучшение ситуации. Чаша весов «минусов» значительно перевешивает «плюсы», даже если давать только количественную оценку.
Например, в социальной сфере к преимуществам отнесены рост численности населения, высокий уровень гражданской активности жителей, наличие традиций в проведении культурно-массовых мероприятий, высокий образовательный, культурный и научный потенциал. Недостатки Перми выглядят более злободневно: отток трудоспособного населения и квалифицированных кадров, нехватка мест в образовательных учреждениях, недостаток спортивных площадок, отсутствие политики по сохранению исторического облика города, концепции развития культуры.
По направлению общественной безопасности выделены два преимущества: наличие добровольных народной дружины и пожарной охраны. А в противовес – высокий уровень и преступности, и числа употребляющих наркотики, и ДТП. В дополнение указано еще и наличие территорий, на которые вовремя не успевают прибыть пожарные подразделения.
Экономические «плюсы» – финансово самостоятельный бюджет, высокий промышленный и инновационный потенциал, квалифицированная рабочая сила, размещение в городе крупных промышленных предприятий. Неожиданно авторы документа также выделили высокий платежеспособный спрос населения. Его, видимо, повышать не считают нужным. Среди основных угроз – «сравнительно невысокий» уровень инвестиционной привлекательности (а на федеральном уровне аналитики Пермский край напрямую именуют регионом с низким уровнем инвестпривлекательности), высокая стоимость ресурсов для создания и ведения бизнеса, неравномерное распределение предприятий торговли и бытовых услуг по районам.
С преимуществами городской инфраструктуры труднее всего – они выглядят очень неоднозначно. В «плюсы» записали значительную площадь города. Но, например, в центре жилье и строить-то негде. Кроме того, у властей постоянно возникают проблемы с выделением участков для многодетных семей, поскольку вся земля уже кому-то продана. Об этом неоднократно заявлял председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов. Здесь же значится высокий платежеспособный спрос на жилье. Но вряд ли большинство пермяков согласятся с утверждением, что могут с легкостью позволить себе купить квартиру. Есть «высокий уровень озеленения», но число деревьев в городе, кажется, только сокращается. Имеющаяся система объектов массового отдыха жителей сама по себе фигурирует в документе как преимущество. Но в большинстве крупных городов такая система есть, пермской довольны далеко не все.
Если стратегия будет реализована в полном объеме, то в 2030 году Пермь будет представлять собой красивый чистый мегаполис с архитектурными достоинствами, качественными дорогами, удобным экологичным общественным транспортом, довольными, успешными и обеспеченными жителями, живущими в новостройках, ответственными чиновниками.
Недостатки инфраструктуры указаны все те же: низкий уровень благоустройства города в целом, отсутствие единых подходов к архитектурному облику города, невысокие темпы ввода жилья, изношенная инженерно-техническая инфраструктура, неблагоустроенный частный жилищный фонд, большая доля аварийного и ветхого жилья, множество многоквартирных домов, требующих проведения капитального ремонта, нехватка парковочных мест, недостаток кладбищ и отсутствие крематория, высокая доля «разбитых» автодорог.
По направлению управления ресурсами преимуществами Перми значатся наличие свободных земельных участков для привлечения инвесторов и частных застройщиков и наличие лесных и водных ресурсов. А среди недостатков – низкая эффективность использования земель, отсутствие платежной дисциплины со стороны собственников земельных участков, наличие вредных производств на территории города, высокая загрязненность воздуха и водоемов.
В пермской системе муниципального управления выделили такие «плюсы», как высокий уровень использования информационных технологий в сфере оказания муниципальных услуг населению, а также открытый бюджет. Но их напрочь затмевают названные «минусы»: низкая оценка населением уровня доступности и качества муниципальных услуг, низкий авторитет муниципальной службы и, наконец, недостаточный уровень подготовки и мотивации муниципальных кадров – тех самых людей, которым предстоит претворять в жизнь стратегию.
Помимо многочисленных абстрактных задач с формулировкой «создать условия...» стратегия предполагает более конкретные шаги. Например, создавать социальные лифты для талантливых детей и предоставлять уникальные образовательные возможности, формировать у горожан потребности в творческой самореализации. Для роста экономики и модернизации предприятий предлагается реализовывать кластерный подход, развивать инновационный компонент. Определен приоритет развития общественного транспорта. К 2020 году до 50% автобусов и транспорта дорожно-коммунальных служб должны работать на газовом топливе.
Депутаты рекомендовали администрации Перми при принятии управленческих решений руководствоваться положениями стратегии. Для реализации документа, мониторинг и оценка которого будет вестись ежегодно, разработают программу социально-экономического развития Перми, будут устанавливать целевые показатели. Контроль возложен на пермскую гордуму, которая по необходимости может корректировать стратегию: если реализация каких-то задач окажется невозможна или нецелесообразна, депутаты могут их вычеркнуть или заменить на другие.
«Стратегия лишь задает вектора развития, расставляет приоритеты. По каждому направлению будут созданы рабочие группы, итогом работы которых станет программа социально-экономического развития, – рассказал зампред гордумы Юрий Уткин, входивший в рабочую группу по подготовке стратегии. – Программа определит «скорость движения», ответит на вопросы о том, как увеличить доходы бюджета, повысить эффективность расходов, увеличить количество рабочих мест. Оба этих документа не лягут на полку. Они будут динамичны, вероятно, их придется корректировать. Принятая стратегия – это некий ориентир на будущее».