Причиной массового ДТП на улице Свердлова стал человеческий фактор. Водитель автобуса 36-го маршрута протаранил 14 машин по невнимательности, версию о неисправных тормозах полиция исключила. У некоторых пермяков возникают подозрения, что причиной аварии могли стать гонки, которые устраивают водители пассажирского транспорта.
Крупная авария с участием автобуса маршрута №36 произошла 27 августа в вечерний час пик на перекрестке улиц Свердлова и Лифанова. Автобус Mercedes Benz c госномером АС 435 59 RUS двигался по улице Свердлова. В 18:20 произошел ряд столкновений.
«Я пришел на место аварии как только услышал вой сирен и сигнализаций, начал фотографировать, – рассказал нашему журналисту пермяк Максим Брон. – По всей видимости, у автобуса отказали тормоза, он начал останавливаться с помощью машин. Сильнее всех пострадала KIA Rio – она была прямо перед автобусом. В общей сложности сейчас я наблюдаю 15 поврежденных автомобилей. Из тех, которые я могу опознать, это Renault Duster, Toyota Avensis, Toyota Corolla, «газель», Ford Explorer, Mercedes-Benz ML 320, ну и сам автобус 36-го маршрута». Также в аварии повержения получили Chevrolet Aveo, ВАЗ 2107, Volkswagen Passat, Mazda CX-5, Daihatsu Materia, Chevrolet Lacetti.
«Автобус влетел, – сказал потерпевший водитель «газели». – Я стоял на светофоре. Спокойно все стояли на красный свет. Автобус влетел сзади. Скорость была большая. Одну машину выбросило от удара с дороги на тротуар. Я сам влетел в джип, а джип – вытолкал машину на тротуар».
Другой потерпевший водитель Олег, владелец разбитой KIA, почувствовал удар сзади. «Удар был очень сильный. Дорога пустая была. Откуда он вылетел – не очень понимаю. На перекрестке улиц Свердлова и Лифанова мы стали притормаживать. Дальше – сильный удар. Вылетела подушка безопасности. Я больше ничего не видел. Меня отбросило назад. Кто сверху спускался, здесь притормаживали на перекрестке. А когда сверху спускаешься, то автобуса наверху не видно. Я спустился, буквально через десять секунд сразу удар. Никто не пострадал, я ехал, слава богу, один. Скорость автобуса точно больше сотни была», – рассказал собеседник.
В результате ДТП пострадали три человека. Мужчина и беременная женщина, которые ехали в машинах, были госпитализированы. Один пострадавший находится на амбулаторном лечении. Пассажиры автобуса испытали шок, к врачам с травмами никто не обращался.
Светлана, потерпевшая: «Мы были в магазине. А когда вышли, то наша машине уже была на тротуаре. А была у дороги припаркована. Нет, джипа здесь не было, мы стояли вместо джипа. То есть джип нашу машину вышиб туда».
Сейчас основная версия массового ДТП – невнимательность водителя автобуса. Как пояснил начальник отдела пропаганды УГИБДД по Перми Андрей Нижегородов, неисправности в тормозной системе автобуса не выявлено. «В действиях водителя автобуса усматриваются признаки административного правонарушения. Сейчас идет сбор доказательной базы, опрашиваются свидетели. После этого будет принято процессуальное решение», – сказал он.
Также у некоторых экспертов рынка перевозок появилась версия, что авария произошла из-за того, что водитель устроил привычные пермякам гонки с автобусом маршрута №77.
Автобус Mercedes Benz O405N2, попавший в ДТП, был выпущен в 1997 году, в 2011-м его списали в Германии и он был куплен пермским перевозчиком Константаном Третьяковым. Сейчас транспортным средством владеет его компания ООО «СК-Групп», которая заключила агентский договор с ИП Костаревым. Сразу же после аварии сити-менеджер Перми Дмитрий Самойлов дал распоряжение городскому департаменту дорог и транспорта снять с маршрута №36 ИП Костарева. «В юридических тонкостях будем разбираться потом. Главное – безопасность горожан», – сказал чиновник.
Впрочем, в беседе с корреспондентом 59.ru перевозчик Геннадий Костарев заявил, что сегодня, 28 августа, автобусы вышли на линию. «Есть официальный договор с городским департаментом дорог и транспорта. Мы по нему работаем, никаких документов от департамента нам не поступало. Мы вышли на маршрут, ведь люди не должны пострадать, им нужно ехать», – сказал бизнесмен. Он уточнил, что тот самый автобус Mercedes Benz сейчас обследуют эксперты. «Окончательных данных о причинах ДТП нет, это выясняет ГИБДД, которая говорит, что автобус был исправен. Не исключено, что здесь есть человеческий фактор, водитель мог проявить невнимательность. Сейчас он не работает», – заметил г-н Костарев.
Консультант по безопасности движения ООО «СК-Групп» Александр Петин рассказал о ходе расследования: «Нужна техническая экспертиза, нужно допросить дополнительно свидетелей, получить объяснительные с водителя и кондуктора. Не хотелось бы разводить неподтвержденные слухи. Автобус не старый. Его техническое состояние хорошее. Как рассказал механик, этот автобус недавно обслуживали. Поэтому пока рано говорить о том, что это была техническая неисправность. Уже прозвучало, что здесь якобы была установлена разная резина, но это не соответствует действительности. На асфальте есть тормозной след автобуса. Это к вопросу о том, что якобы не работали тормоза. Тормозной след автобуса присутствует. Это говорит о том, что торможение производилось и было достаточно интенсивным. В крупные ДТП этот автобус не попадал», – сказал он. Эксперт добавил, что перед выпуском на линию водитель проходил медосмотр. «Он адекватен, здоров, трезв. В парке все водители перед выходом проходят медика и обязательно проходят тест на алкоголь. Перевозчики общаются между собой и не берут на работу водителей с плохой репутацией», – отметил Петин.
Напомним, 4 августа на остановке «Улица Сибирская» на пересечении с улицей Пушкина в автобусе того же 36-го маршрута произошел срыв патрубка с охлаждающей жидкостью, прикрепленного к радиатору. По предварительным данным, причиной инцидента стала неисправность системы охлаждения. Пострадали восемь человек. Как рассказал заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич, в салоне автобуса Mercedes был кустарным способом установлен радиатор, который не предусмотрен в конструкции данной модели. Чиновник предположил, что устройство могло быть установлено в зимнее время для дополнительного обогрева, но летом «его не должно было быть». Сейчас комиссия выясняет, зачем радиатор был в салоне и как он эксплуатировался.
С выводами чиновника не согласен Геннадий Костарев: «Самопальные радиаторы мы не устанавливаем. Действительно, мы используем дополнительные радиаторы в зимнее время. Но только лицензированные отопители. Они необходимы нам, поскольку зимой гораздо холоднее, чем в Германии, где ездят такие автобусы», – сказал он в беседе с 59.ru.
После ЧП 4 августа в автобусе маршрута №36 представители пермского отделения ОНФ провели общественную экспертизу распределения маршрутов в Перми. В ходе проверки было установлено, что конкурс на 36-й маршрут должен был быть объявлен в конце июля текущего года. Гордума еще в начале 2014-го поручила мэрии разработать и утвердить план-график проведения конкурсов, но, как выяснили эксперты ОНФ, этого не произошло. Департаментом дорог и транспорта Перми самостоятельно принимается решение об установлении очередности, количестве маршрутов, выставляемых разово на конкурс, и промежутке времени между конкурсами, пояснили в ОНФ, отметив, что объявление новых конкурсов фактически приостановлено с 14 мая. Было также установлено, что по Перми курсируют маршруты, действие договора на обслуживание которых прекратилось.
«Если бы на маршрут №36 объявленный конкурс определил лучшего перевозчика, то случившейся аварии не произошло бы. Народный фронт направил Дмитрию Самойлову письмо о предоставлении информации, в соответствии с какими правилами, принципами была определена очередность выставления маршрутов на конкурс, количество маршрутов, выставляемых разово на конкурс, и промежуток времени между конкурсами. ОНФ просит пояснить, на основании каких правовых норм заключались и заключаются договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах Перми, если объявление новых конкурсов фактически приостановлено с 30 апреля 2014 года», – резюмировали в общественной организации.
Первый бешеный автобус:
Утром 19 октября 2009 года автобус MAN (маршрут №67) сбил 20 машин на самой оживленной магистрали Перми – Комсомольском проспекте. У автобуса отказали тормоза, и он пролетел как минимум пять кварталов, сшибая проезжающие автомобили. Остановился автобус у Пермской галереи, причем «тормозом» послужила «Тойота».