Арендаторы могут покинуть даже крупные торговые центры Перми. А посетителям придется отказаться от одежды любимых брендов или привычных вкусняшек в фуд-кортах. При ощутимом снижении спроса и растущих затратах арендаторов собственники площадей не всегда готовы уменьшать арендную ставку. Что происходит на рынке торговой недвижимости, читайте в материале Dom.59.ru.
По мнению заместителя генерального директора PAN City Group по коммерческой недвижимости Игоря Голубева, сильнее всего в текущих экономических условиях пострадает рынок торговых и офисных помещений. О том, как планируют бороться с кризисными тенденциями в пермских ТЦ, говорили на круглом столе «Пермский рынок коммерческой недвижимости – 2015: условия и особенности развития в новом экономическом "климате"».
Стоит отметить, что офисных помещений в Перми много, и они и так во многих БЦ пустовали. А вот торговых центров с качественными площадями, наоборот, мало. Тем не менее и оттуда может сбежать арендатор. Те, кто ходит по магазинам, уже заметили своеобразную «миграцию» брендов.
Собственники «шантажируют» арендаторов?
Меньше клиентов – меньше доход арендаторов. Даже один из главных «держателей» фуд-кортов в торговых центрах Перми, компания «Алендвик», ощущает значительное снижение спроса. И при том, что общепит формирует поток покупателей, собственники площадей не всегда готовы снизить ставки.
«Между собственниками и клиентами находимся мы – арендаторы, – говорит руководитель отдела развития группы компаний «Алендвик» Денис Горбунов. – Мы уже с октября 2014 года почувствовали снижение продаж. В среднем – до 20%. Мы остановили полностью развитие. Закрытие бизнеса может стать реальным сценарием. У нас недостаток качественных площадей в Перми, мы не можем съехать, даже сменить этаж. Наше сырье зависит от курса доллара, поставщики повысили цены минимум в два раза. Мы не можем поднять в два раза цены на свою продукцию для потребителя. Потребитель сразу «проголосует рублем». Мы пытаемся искать более дешевые качественные продукты, использовать «импортозамещение», но не всегда получается. Мы уже вышли на переговоры в декабре с собственниками ТЦ. Но выборочно, там где у нас убытки. Там, где мы получили отказ, приняли решение закрывать точки. Многие арендаторы думают, что угроза закрытия – это шантаж. Но, если бы мы шантажировали, мы бы всем подряд написали письма с требованием снизить ставки на 30%. Там, где аренда в долларах, мы просили хотя бы зафиксировать курс. Арендная ставка на пустом месте выросла в два раза!».
Еще тяжелее тем, кто занимается элитной одеждой. «Мы ясно понимаем положение, в котором находятся арендодатели, управляющие ТЦ, – отмечает гендиректор бутика Emotion Gallery Sportalm Андрей Филин. – И сейчас мы пытаемся заниматься увеличением спроса, увеличением продаж. В свою очередь, мы ведь тоже подвергаемся определенному шантажу, имея капитальные затраты на ремонт. Наши арендодатели этим с удовольствием пользуются и знают, что можно удерживать ставки. Мы не говорим о доходах, только о выживании, хотя бы в первый квартал этого года. Мы, продающие определенные марки одежды в ТЦ «Галерея», уже находимся во «всем известной позиции». Нам все ясно. Покупателей – один–три человека в день. Мы подумываем искать другие площади или закрываться».
Дело в том, что одежду дорогих брендов заказывать приходится примерно за год. А обязательства перед поставщиками не позволяют отказаться от выкупа коллекций. Когда цена товара выросла из-за роста курса в два раза, пермские владельцы бутиков оказались к этому не готовы.
Арендаторы «шантажируют» собственников?
Сейчас главная задача собственников помещений – удержать арендаторов. Особенность текущего кризиса такова, что он прежде всего ударил по потребительскому спросу. Люди сейчас практически не совершают спонтанных покупок. И стараются на всем экономить. В крупных ТЦ Перми уже разработали антикризисные меры. Встречи с арендаторами многие проводят почти в ежедневном режиме.
«Мы уже запланировали сокращение затрат на 2015–2017 годы, – рассказывает директор УК «Экс» Елена Жданова. – Мы считаем, что кризис 2008 года не закончился и просто усугубился из-за определенных причин. Но мы не можем снижать качество проставляемой услуги, поэтому одна из наших антикризисных мер – это усиление контроля за качеством. С каждым из арендаторов мы сейчас встречаемся хотя бы раз в месяц, с некоторыми – еженедельно. Это очень важно. Даже просто общение может их успокоить. Если арендаторы нам важны и просят скидку – мы ее дадим. У нас индивидуальный подход. Но одна из кризисных тенденций этого периода – арендаторы практически сразу закрывают свой бизнес, принимают решение быстро. Не ждут, что будет дальше. Раньше такого не было. У кого-то оборот упал до 10–15%, у других и до 30%. А у некоторых, наоборот, – вырос. Мы рассматриваем несколько вариантов развития событий. Самый худший: когда люди будут покупать только продукты питания и больше ничего».
Сейчас многие игроки рынка заняли выжидательную позицию. «Если предыдущий кризис был международным, текущий – национальный. Тренд сегодняшнего дня – пассивная тактика реагирования. Еще тренды: арендаторы занимаются шантажом, идет лавинообразное закрытие бизнеса. До I квартала 2014 года у нас была положительная динамика. Потом началось снижение посещения. За январь 2015-го по отношению к январю 2014 года – пять–семь процентов. Мы не ожидаем позитивного развития событий. Арендаторы, ориентированные на средний класс, теряют клиентов. У них сокращение выручки до 40%. Остается масс-маркет. Свободных площадей у нас – 13%. Рядом с нами строятся два ТЦ. Не знаю, чем их будут заполнять. Богатые, видимо, имеют право строить, не закладывая определенной концепции», – отмечает директор УК «Столица» Константин Копытов.
Но, возможно, не все так плохо. «Мы приучили людей потреблять, – говорит финансовый директор ГК «РИАЛ» Марина Медведева. – Да, люди практически перестали совершать спонтанные покупки. Но у нас общество потребления. В январе спад активности понятен – люди без денег сидят после праздников. Мы ежегодно фиксируем подобный спад. Арендаторы все пишут как под копирку. Требуют скидку в 30%. Если им ее дать, попросят и 50%. Это похоже на шантаж. Мы просим у них отчеты о выручке и соглашаемся изменить ставки, если действительно видим у них проблемы. На процент от выручки тоже невыгодно переходить. Арендатору будет невыгодно привлекать клиента скидками. Иногда лучше избавиться от арендатора, чем его сохранить. А еще важно знать, сколько он вложил в ремонт. Проблема не в том, что бизнес закроется, проблема в том, что нового не будет. Но люди скоро перейдут на более дешевые товары. Дешево – не значит не качественно. Часто мы переплачиваем за бренд».
Что будет, если ставки не снизят?
Пермь, по сравнению с Москвой и Екатеринбургом, пока ощутила в меньшей степени изменения курсов валют и прочие экономические перемены. Федеральных арендаторов у нас почти нет, торгуют в основном местные бизнесмены по франшизам. Зато цены на аренду площадей у нас совсем не маленькие. По словам руководителя отдела маркетинга и консалтинга PAN City Group Юлии Цепенниковой, в Екатеринбурге тенденцию по снижению товарооборота ощутили уже в прошлом году, в Перми же по итогам 2014 года товарооборот – 102%. Однако уже сейчас сложился дисбаланс по ожиданиям арендаторов и существующим ставкам. В Екатеринбурге средняя ставка уже снизилась, в главных торговых коридорах она 1,2–1,4 тысячи рублей за кв. м. А в Перми, например, на Комсомольском проспекте она варьируется от 1,5 до 2,5 тыс. руб. Дисбаланс приводит к тому, что екатеринбургские сети отказываются развиваться в Перми. А пермские сети, наоборот, видят перспективу развития в Екатеринбурге. При этом на том же Комсомольском проспекте множество площадей выставлено на продажу или ищет арендаторов.
По словам Юлии Цепенниковой, этот кризис отличается от двух предыдущих и будет более затяжным. Восстановление начнется примерно во второй половине 2016 года. И это нужно учитывать.
При этом ТЦ суперрегионального формата площадью более 100 тысяч «квадратов» в Перми до сих пор нет. Крупных арендаторов, которые претендуют на 500 квадратных метров, тоже нет. Превалирует формат «мелкой нарезки» площадей. Появилось много инвесторов с суммами от пяти до 10 млн рублей, однако предложить им практически нечего. В конце прошлого года мелкие инвесторы «сметали» все, по сути не зная, для чего им нужны площади и что с ними делать. Однако есть и тренд приобретения площадей исключительно для развития собственного бизнеса.
Снижение покупательского спроса отмечается почти во всех сегментах рынка. Эксперты надеются, что пермяки привыкнут к новой экономической ситуации и вернутся в магазины. Однако в непопулярных ТЦ уже скоро могут появиться пустые коридоры. А если арендаторы начнут массово закрывать бизнес, то новые игроки на рынок не выйдут, так как в текущей экономической ситуации это рискованно. Да и взять кредит в банке при нынешних ставках – слишком дорогое удовольствие. Если ситуация усугубится (собственники и арендаторы не смогут работать в плюс), то, возможно, через год–два пермякам придется ездить за покупками в соседние города или заказывать товары в Интернете.