Пермские журналисты призвали открыть общий доступ для автомобилистов к дороге от площади Восстания до Перми-1 по улице Монастырской, чтобы не тратить деньги на строительство нового пути. Эксперты, опрошенные 59.ru, встретили инициативу прохладно: они опасаются пробок на Сибирской и гибели Мотовилихинских заводов.
Часть улицы Монастырской предложили сделать общедоступной для всех жителей Перми. «Дорога эта исторически связывала центральную часть Перми и поселка Мотовилиха, – сказано в петиции, которую составили пермские журналисты Вячеслав Дегтярников и Юрий Бобров. – До революции ее активно использовали граждане. Но после того как советские цеха завода обнесли забором, пользоваться этим проездом могут только те, у кого есть спецпропуска. В свое время этим путем, объезжая все пробки, предпочитал передвигаться губернатор Олег Чиркунов. Сегодня в 21 веке, на наш взгляд, уже настало время убрать из центра города колючую проволоку!». Петиция адресована губернатору Пермского края Виктору Басаргину, Главе Перми Игорю Сапко и ОАО «Мотовилихинские заводы». Как нам сообщил 59.ru помощник главы города Перми Юрий Исаев, в думе пока не видели официального предложения от активистов и не могут его прокомментировать. В пресс-службе «Мотовилихинских заводов» обещали предоставить комментарий позже, так как вопрос требует «политического решения».
Согласно публичной кадастровой карте, трасса проходит между откосным укреплением берега реки Камы и цехами ОАО «Мотовилихинские заводы», по пути проходит по территории порядка 10 частных участков. Об этом в своем блоге сообщил пермский архитектор Игорь Луговой. От себя добавим, что дорога проходит вдоль существующей железнодорожной линии Горнозаводского железнодорожного направления и закрыта для проезда воротами и забором, потому что проходит через территорию «Мотовилихинских заводов». На генплане данный участок обозначен как зона «промышленно-торговая», а сама улица обозначена как «квартальная».
Идею отрыть дорогу проанализировало экспертное сообщество Перми. Директор института транспорта ПНИПУ Михаил Якимов заметил, что вопрос требует дополнительных исследований. «Такая инициатива возникла еще пять лет назад и исходила непосредственно от руководства «Мотовилихинских заводов» – они говорили, что смогут пожертвовать частью территорий, – сообщил 59.ru Михаил Якимов. – Однако первоочередные расчеты показали, что от этого можно ожидать неоднозначный результат. Любые новые дороги призваны сокращать время передвижения людей на индивидуальном автомобильном транспорте, но эта большая по протяженности автомобильная дорога, по расчетам, не оказывает такого эффекта. Это связано с тем, что на большом пространстве этой дороги от ул. Свердлова до Перми 1 нет никаких пересечений – она идет по рельефу существенно ниже, чем жилые районы, и там невозможно организовать перекрестки на протяжении около двух километров. Это делает ее, что называется, «тупиковой» дорогой. При возникновении «пробок» водители не смогут изменить свое месторасположение. К тому же, когда водители выедут на улицы Газеты Звезда, 25 октября или Сибирскую, ожидаются существенные заторы, которых сейчас нет».
Для решения транспортной проблемы на растянутой территории Перми необходим серьезный анализ и взвешенные градостроительные решения, уверен член союза архитекторов Александр Виноградов. Он высказался категорично: то, что предлагают активисты, – несущественно. По его мнению, проблема заключается не в не площади Восстания. «Это предложение скорее сделано от безвыходности, к тому же оно малореализуемо, – заявил Александр Виноградов. – Если учесть состояние проезжей части на этом периметре, то ясно, что организовать встречное движение там не получится. Это то же самое, если бы пускали транспорт через микрорайон по внутридомовым проездам. Затраты на организацию движения там будут большими и юридически очень сложно пустить там регулярный проезд. Можно сказать, что это не стратегическая задача. В Мотовилихе необходимо делать городскую магистраль «Целинная- Проспект Октября-Старцева». Когда сдадут «Вышку» там будет проживать порядка 50 тысяч человек – им оттуда просто не выехать. А если продлить ул. Целинную до микрорайона Ива и далее – в город, она могла бы проблему решить. К тому же этот проект есть в генплане».
Член комитета по экономическому развитию краевого парламента, депутат от КПРФ Евгений Желобович не поддерживает идею открытия дороги по улице Монастырская через территорию «Мотовилихинских заводов». «Боюсь, что таким образом мы просто загубим завод, – заявил Евгений Желобович. – Открытие дороги потребует какой-то реконструкции, возможно, некоторые цеха придется переносить. Это все же капитальные вложения. Мы же как раз приняли закон о развитии промышленности и должны поддерживать производства – нам нужно бюджет пополнять». Парламентарий высказал уверенность, что такая дорога все равно не особо улучшит ситуацию с пробками в Мотовилихинском районе и не принесет удовлетворения автомобилистам, поэтому он предлагает иную меру – расширить дорогу по улице Соликамская. Депутат считает, что затраты на этот проект были бы велики, но не прошли бы даром.
Активист идеи строительства дороги из микрорайона Вышка-2 в центр Перми Андрей Деменев уверен, что открытие дороги по улице Монастырской в любом случае не станет лишним. «Такое решение может разрядить движение по улице Уральская, где постоянно образуются пробки, – заметил Андрей Деменев. – У нас затруднено движение и по Северной Дамбе, и на подъеме по улице Свердлова. Конечно, для решения этих проблем дорога по улице Монастырской была бы полезна. Но она, опять же, ведет к площади Восстания и там движение не разгрузит». Собеседник отметил, что в летний сезон вечером по пятницам дорожные заторы на улице Уральской начинаются уже от цирка, поэтому открытие дороги по улице Монастырской помогло бы улучшить движение. К идее пустить по ней только общественный транспорт он относится скептически – вряд ли перевозчиками такой вариант будет интересен, поскольку остановок на территории «Мотовилихинских заводов» не сделаешь.
В своем Facebook почетный архитектор России Игорь Луговой назвал идею «интересной, но не реализуемой». «Профиль и характеристики улицы общегородского значения не позволят проложить трассу в предлагаемом варианте, – сообщил архитектор. – Изъятие земли, находящейся в частной собственности для городских нужд, конечно, возможно, но при условии отсутствия других вариантов решения проблемы».
Кроме того Игорь Луговой подверг критике данные авторов петиции о том, что «Дорога эта исторически связывала центральную часть Перми и поселка Мотовилиха». «Этого полуострова и, естественно, дороги не было до революции, что видно на известной карте Перми «Топографическая карта O-40-65. Пермь», составленной по материалам топосъёмки 1957 года, – сообщает он в своем Facebook. – Там, естественно, не было цехов и дороги. Намыв этой территории продолжался в течении нескольких лет во второй половине ХХ века для расширения производственной территории Машиностроительного завода им. В.И. Ленина (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы»). Это подтверждает, что до революции 1917 года этой дороги не было».
Архитектор Луговой, в свою очередь, предложил в блоге две идеи решения транспортного вопроса: решить проблему, по его мнению, может комплексная реконструкция с расширением Северной дамбы, магистрали общегородского значения ул. Уральская, ул. Свердлова, ул. 1905 года и ул. Соликамская, либо строительство магистрали общегородского значения на эстакаде над железнодорожными путями Горнозаводского направления от территории Порта Пермь до Площади Восстания.
Ознакомиться с петицией вы можете по ссылке.