Каждый из нас оказывался в ситуации, когда торопишься, ничего не успеваешь и нужно срочно бежать, а ребенок будто назло все делает медленно, останавливается на каждом шагу. Как правило, в такой ситуации родители теряют терпение: хватают чадо на руки, не забыв отругать за то, что копается, и несутся с ним на всех парусах. Но мало кто задумывался, почему дети так ведут себя именно в момент спешки родителей.
Работы непочатый край
У каждого ребенка свой темперамент и, как следствие, темп познания мира. Нам кажется, что подвижные дети очень быстро усваивают информацию, но это, увы, не так. Даже у непосед скорость, с которой они познают мир, намного меньше скорости взрослого. Связано это с несколькими причинами.
Во-первых, ребенок только нарабатывает причинно-следственные связи. Это нам опыт и знания позволяют определить, скажем, признаки температуры предмета. По температуре воздуха вокруг него, по запаху, по цвету поверхности мы можем понять, что предмет горячий или, наоборот, холодный. Ребенок же вынужден все познавать экспериментальным путем.
Во-вторых, примерно к 10–12 годам у детей формируется избирательность в получении знаний. Связано это с тем, что он нарабатывает несколько удобных для него схем усвоения знания. Для одних детей схемы построены на факторе полезности, для других – на факторе модности, у третьих – на факторе интереса и так далее. Это значит, что информация, которая не укладывается в эти схемы, просто не воспринимается или воспринимается намного хуже, чем та, которая укладывается. Соответственно, отсеивая часть сигналов внешнего мира, ребенок увеличивает скорость усвоения знаний, привязанных к его схемам.
Трехлетки же пока не обладают такими выработанными схемами, и поэтому их мозг вынужден добросовестно обрабатывать всю поступающую информацию. И делает он это в удобном для себя темпе.
Чуть помедленнее, мама!
Что происходит, когда в этот темп вмешиваются взрослые? Ребенок получает информацию урывками, не имеет возможности установить причинно-следственные связи или устанавливает их неправильно.
«Чтобы понять, что испытывает малыш, которого мы пытаемся загнать в ритм нашей жизни, попробуйте поесть на бегу, – советует семейный психолог Наталья Дрозд. – Прямо взять в руки тарелку супа и побежать, пытаясь в это время есть. Уверена, мало кому удастся донести до рта хотя бы несколько ложек. Нам захочется остановиться и поесть нормально».
То же самое чувство испытывает и ребенок, которого мы заставляем торопиться. Ему хочется сбросить темп и нормально проглотить хотя бы несколько «ложек» информации.
Но не только разрозненной картиной мира чревато наше стремление загнать ребенка в наш взрослый темп.
«Очень важным этапом развития личности является познание своего тела и своих чувств, – поясняет детский психолог Алина Ветровей. – Ребенку свойственно экспериментировать с телом, например висеть вниз головой, или задерживать дыхание, или кружиться до тошноты. Для его развития очень важно прислушиваться не только к физиологическим ощущениям, но и к эмоциональным».
Прокрастинация (англ. procrastination, от лат. procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний)) – понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел. Выражается в «отлынивании» и исполнении обязательств в самый последний момент, а зачастую и тогда, когда все сроки уже миновали. Прокрастинация рассматривается как механизм борьбы с тревогой, связанной с начинанием либо завершением каких-либо дел, принятием решений. Три основных критерия, на основании которых поведение человека определяется как прокрастинация: контрпродуктивность, бесполезность, отсрочка.
Иными словами, ребенок должен создать для себя систему внутренних ценностей: что доставляет ему радость, что пугает, что вызывает любопытство, а что – отвращение. Процесс этот не терпит суеты и требует от ребенка в известной степени сосредоточенности. Даже самые непоседливые дети нуждаются в таком уединении. Это не значит, что они сидят, уставившись в одну точку. Они могут играть, бегать или лежать в кроватке с бутылочкой кефира, но в этот момент им не требуется ничье вторжение.
Остановись, мгновенье!
Мы покривим душой, если скажем, что современный ритм жизни нам по душе. Если мы все успеваем, это еще не значит, что при этом не испытываем стресса. Нам тоже, как и детям, требуется время, чтобы побыть наедине с собой.
«Человек испытывает страх перед стремительно летящим временем. Об этом говорит все увеличивающееся число музеев по всему миру – это не что иное, как попытка остановить время, – считает немецкий социолог Клаус Руммель. – Все наши полторы тысячи фотографий с 10-дневного отпуска – это тоже попытка остановить время, облечь в статичную форму лучшие минуты».
То же самое делает ребенок. Когда мы вторгаемся в его ритм жизни, отвлекая от приятных и полезных с точки зрения развития дел, он начинает сопротивляться и останавливать мгновения в прямом смысле слова. У него нет желания сделать нам гадость, он просто выражает свой протест, возможно, даже неосознанный. Канадские ученые, изучив детство более 500 человек разных возрастов и профессий, сделали довольно неутешительные выводы: люди, чье детство прошло в постоянном цейтноте, в два раза чаще страдают от прокрастинации, став взрослыми.
Поэтому в следующий раз, когда ребенок внезапно заинтересуется жизнью муравьев, в то время как вы с ним бежите на поезд, помните: таким образом он пытается защитить свою психику от того бешеного ритма, который присущ вашей жизни. Не пора ли пересмотреть свое расписание и расставить новые приоритеты?