Город Беби-бокс: спасение или жестокость?

Беби-бокс: спасение или жестокость?

Ситуация вокруг беби-боксов продолжает нагнетаться: детский омбудсмен Павел Астахов, выступивший решительно против «окон жизни», направил в регионы письмо, в котором детально разъяснил свою жесткую позицию – он считает данную инициативу неприемлемой. К примеру, в Кирове общественников уже вынудили приостановить работу проекта. Почему чиновник усмотрел в «окнах жизни» жестокое обращение с детьми, а не шанс на спасение и обретение семьи брошенными младенцами, выяснял корреспондент 59.ru.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов разослал детским омбудсменам в регионах письмо, в котором подробно разъяснил, почему он выступает против существования беби-боксов. Напомним, публично о своей позиции он заявил в феврале.

В представленной информации указано, что проект реализуется в девяти субъектах РФ, установлены и функционируют 20 «окон жизни» – специализированных мест для оставления новорожденных детей матерями, желающими сохранить анонимность при отказе от ребенка. Организует и обеспечивает их работу пермский благотворительный фонд «Колыбель надежды».

Г-н Астахов считает, что такая деятельность противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и законодательству РФ. Он подчеркивает, что ребенок должен регистрироваться сразу после рождения, имеет права на имя, на приобретение гражданства и знать своих родителей. Указано, что беби-боксы резко осуждает комитет ООН по правам ребенка и квалифицирует их как жестокое обращение и отсутствие заботы. «Комитет решительно призвал государство принять все необходимые меры для запрета бtби-боксов и разработки альтернативных способов решения проблемы отказов от новорожденных детей», – пишет омбудсмен. В качестве альтернативы бtби-боксам предлагается применять корректное психологическое консультирование и социальную поддержку будущих матерей в случае незапланированной беременности.

Еще один аспект: возможность анонимно оставить ребенка становится для нерадивых родителей способом избежать обязанности выплачивать алименты, маргиналы могут пользоваться ею для уклонения от воспитания детей, а в обществе может сформироваться социальная безответственность по отношению к новорожденным. Также автор письма считает, что дитя из беби-бокса рискует никогда не обрести родителей, ведь потенциальные усыновители будут опасаться принять ребенка с неустановленной наследственностью.

«По мнению многочисленных экспертов, наличие беби-боксов не способно повлиять на количество убийств матерями своих детей. Результаты научных исследований показывают, что потенциальная мать-детоубийца вряд ли по своему психическому состоянию способна воспользоваться услугами беби-боксов, так как обычно подобные преступления совершаются в состоянии аффекта, когда женщина не может в полной мере осознавать характер и значение действий, которые она совершает, тем более, искать адрес ближайшего беби-бокса», – утверждает Павел Астахов.

Вообще омбудсмен считает, что подброшенный младенец рискует быть использован в целях торговли детьми, их сексуальной и экономической эксплуатации и других преступных замыслах. А конструкция «окна жизни» не обеспечивает абсолютной безопасности оставленного ребенка – в Германии были случаи обнаружения в них детей с тяжелыми телесными повреждениями и погибших от переохлаждения.

В заключение Павел Астахов напомнил, что в 2011 году на реализацию проекта беби-боксов дал отрицательное заключение президент, и даже в развитых в социальном отношении странах (Австрии, Бельгии, Италии Японии) подобные инициативы крайне неоднозначно воспринимаются законодателями, специалистами и населением и не нашли широкого применения. «Полагаю, что проект установки беби-боксов социологически и криминологически не обоснован, нарушает общепризнанные права ребенка и неприемлем для реализации на территории Российской Федерации», – заключил г-н Астахов. Он считает, что на региональном уровне необходимо активно применять меры создания условий для воспитания ребенка в родной семье и предупреждения отказов от детей.

Руководитель фонда «Колыбель надежды» Елена Котова отмечает, что несмотря на рекомендации ООН, во всех развитых странах практика беби-боксов по-прежнему существует и развивается. В России за время реализации проекта в беби-боксах оставили 33 младенца и только за пятью родственники все-таки вернулись. Остальные обрели приемных родителей, ни один ребенок не попал в детский дом.

«Прокурорские проверки проекта, инициированные Павлом Астаховым, продолжаются, они находятся в заключительной стадии. Наша деятельность полностью законна».

О судьбах детей, оставленных в пермских бэби-боксах, Елена Котова рассказала в видеоинтервью.

Непростая ситуация сложилась, к примеру, в Кирове, где 6 мая по требованию прокуратуры приостановил свою деятельность беби-бокс, который открылся при католическом приходе. Там в поддержку проекта выступил юрист Ян Чеботарев: «Как юрист утверждаю, что ничего незаконного в установке беби-бокса нет и быть не может. Все измышления «защитников» являются именно измышлениями. Это что: если я увижу лежащего на морозе ребенка, я не могу его поднять и унести в тепло? Надо звонить органам опеки и попечительства? Беби-боксы – деятельность по спасению жизни, зачастую детей, родители которых только решили отказаться от них», – отметил он.

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков ранее выступил в защиту инициативы пермского фонда. По его мнению, аргументация между правом на жизнь и правом знать своих биологических родителей не соответствует Конвенции о правах ребенка, в которой гарантируется принцип наилучшего обеспечения его интересов: «Будет лучше похоронить младенца, написав на его могилке дату рождения, отчество и фамилию его биологических родителей, или спасти ему жизнь, дав ему новое имя и приемных родителей, которым он будет приносить радость, а впоследствии – пользу государству?»

Проект беби-боксов получил поддержку и со стороны служителей пермской епархии Русской православной церкви. «Некоторые мамаши могут выбросить нежеланного ребенка в мусорный бак, что имело место быть, – отметил иерей Вячеслав Зуев в беседе с корреспондентом 59.ru. – Зная о беби-боксе, этих детей оставляют хотя бы живыми. Тут другой вопрос нужно поставить: выступать не против беби-боксов, а воспитывать надо родителей. «Окна жизни» ведь не просто так устанавливают, в них появилась потребность. Я даже не сомневаюсь в их востребованности. Я говорю именно о гуманности тех мотивов, почему открыли беби-боксы. Ответ прост: так можно сохранить жизнь ребенка».

«По собственному опыту знаю, что проект Елены Котовой вызывает раздражение и кажется опасным только тем людям, которые не знают всей сути «Колыбели надежды». Не знают или не желают узнавать. Беби-боксы – многоэтапный, глубоко эшелонированный проект по профилактике социального сиротства, а где-то и профилактике детоубийства. Но противники проекта не хотят этого видеть даже тогда, когда им дают всю информацию о работе фонда. Что же касается непонятного рвения г-на Астахова, с моей личной точки зрения, у меня есть два предположения. Первое: его кто-то использует из «доброжелателей» Елены Котовой. Второе: его пиарщики выбрали не самый удачный медиаповод для демонстрации того, что Астахов хоть что-то делает в регионах», – поделился мнением один из попечителей проекта Олег Коневских.

Напомним, параллельно с беби-боксами в Пермском крае действует проект скорой социальной помощи – новая система поддержки для всех жителей Пермского края, попавших в трудную жизненную ситуацию. В рамках проекта запущена бесплатная круглосуточная горячая линия: 0-66, 8 (342) 236-19-70.

Фото: Видео и монтаж Андрея Белоусова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем