С 1 июля коммунальные платежи пермяков значительно вырастут. При этом качество коммунальных ресурсов не всегда соответствует их стоимости. Проблемы в сфере ЖКХ мы обсудили с экспертом рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ в Пермском крае Максимом Зубаревым.
– Максим Валерьевич, здравствуйте. С 1 июля грядет повышение тарифов на коммунальные ресурсы. Платят пермяки и так немало, но вот качество предоставляемых ресурсов зачастую оставлять желать лучшего. На что в основном жалуются пермяки?
– Пермяки действительно, прежде всего, жалуются на качество, а не на стоимость коммунальных услуг. Люди прекрасно понимают, что, даже если забыть о существующей экономической ситуации, все равно есть инфляция. При производстве коммунальных ресурсов используется различного вида топливо, и оно тоже дорожает. И так далее. А значит, тарифы будут расти.
Как показывает практика, жалобы пермяков касаются в основном качества горячего и холодного водоснабжения. По горячему водоснабжению среди самых проблемных территорий можно назвать микрорайон Владимирский, где продолжается старая история с котельной ВК-1, у которой в прошлом году сменился оператор. Жалобы идут и из микрорайона Кислотные дачи. А в последнее время добавился еще и Индустриальный район. В остальных территориях характер обращений такой же, но критических ситуаций пока нет. По холодной воде жалобы связаны с авариями, ремонтом, отключениями – это в любой точке города может произойти и происходит. По краю можно выделить проблемные точки в Соликамско-Березниковском узле, Кизеле, Александровске и Кунгуре.
– Если говорить о проблемах в микрорайоне Владимирский и на Кислотных дачах, то стоит напомнить читателям, что в Перми уже второй год происходит «газовая блокада». Ресурсоснабженцы задолжали Газпрому, а страдают обычные люди, у которых пропадает горячая вода. Но и перед ресурсоснабженцами огромные задолженности. В чем, по вашему мнению, основная причина долгов – действительно ли это изначально долги населения, или средства где-то оседают?
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно выделить период до 1 января 2015 года и после. Разделение связано с лицензированием управляющих компаний. До 1 января 2015 года это в основном долги управляющих организаций. Должным образом не была проведена цепочка взаимоотношений между поставщиком ресурса и конкретными потребителями. Население напрямую с ресурсоснабжающими организациями в отношения не вступает, посредником выступает управляющая организация. После 1 января непосредственно началось лицензирование. Многие, в том числе и губернатор, говорили, что такие схемы нужно прекращать. И, конечно, не на всех, но на кого-то это подействовало, хотя бы на период лицензирования.
Население в большинстве случае оказывается невиновным. Анализ показывает, что если не на всей территории края, то в большей его части 90–95% жителей оплачивает услуги должным образом. Тех, кто получает пенсию, в крае большинство – население у нас пожилое. Но у таких людей есть жизненная позиция: вовремя все оплачивать.
Также не стоит забывать про расчетно-кассовые центры, развитие которых активно началось в 2013–2014 годах. Анализ показывает, что большинство этих расчетных центров созданы при определенных группах управляющих компаний. В крае большинство платежей идет через краевой расчетно-кассовый центр: платежи расщепляются, и сетевые компании действительно деньги получают. А в Перми у крупных УК свои расчетные центры и, видимо, руководство должным образом работу не ведет. Не всегда есть договор на поставку ресурсов, и деньги от населения не доходят, куда нужно. Думаю, здесь должны подключаться и следить за всем этим правоохранительные органы. Деньги надо искать у управляющих организаций и в расчетно-кассовых центрах.
– Тем не менее есть и те пермяки, которые регулярно не платят за коммунальные услуги. Сейчас за просрочку платежей ужесточают ответственность. Как вы думаете, это изменит ситуацию с долгами населения?
– Система судебных приставов завалена обращениями по взысканию коммунальных задолженностей. Они и так работают на 120%. Так что нововведение – еще один инструмент понуждения населения к большей дисциплинированности. Если неплательщиков не пугать, они совсем расслабятся. Те пени в 1/300 ставки рефинансирования, которые были раньше, – это очень небольшой процент от долга. Предположим, не заплатил ты 10–12 тысяч рублей, начислится еще 100–200 рублей. Это не критично. Поднимут штрафы, может, люди задумаются.
– Прошло лицензирование, которое на самом деле всех проблем сферы управления не решило – у УК возникали лишь трудности, связанные с раскрытием информации. При этом те УК, к которым были претензии у населения и которые возглавляли различные антирейтинги, остались. Был ли смысл в лицензировании?
– Это способ легализации бизнеса. Раньше было беззаконье, теперь есть лицензии по управлению многоквартирными домами. Государство дало новый инструмент наведения порядка в системе. К сожалению, можно критиковать и законодательство по данному вопросу. Действительно, еще есть белые пятна. Тем не менее, я считаю, что все возможные инструменты были даны, чтобы сократить число УК, навести порядок в сфере управления. Но в Пермском крае нет должного эффекта от лицензирования. Инспекция госжилнадзора, зная, какой у нас объем управляющих компаний, не расписала график, не провела разъяснений. В быстром темпе реализовали закон и отчитались: получилась очередная фикция и показуха. Примеров масса. Появились даже новые УК-клоны. Согласитесь, если госпошлина при лицензировании 30 тысяч рублей, а для создания УК нужен уставной капитал в 10 тысяч рублей, то их можно сделать сколько угодно. Да, придется пройти определенную стадию квалификационного отбора. Ответил из 200 вопросов на 100 – и ты уже квалифицированный специалист. Зашел в лицензирование, разместил информацию на сайте, комиссия приехала, проверила, что и на стенде тоже информация есть. Никто же не спустился до конкретных людей, до конкретных договоров, которые с УК были заключены. Мне кажется, инспекция не использовала все возможности, которые ей были даны, при определении добросовестности управления тем или иным домом.
И еще пример: очень много в Кировском, Орджоникидзевском районах появилось управляющих компаний с названиями, как у футбольных команд: «Союз», «Зенит». Если раньше в названиях хоть какая-то привязка была к управлению жилфондом, теперь много компаний, которые даже по названию отношения к управлению не имеют, и это не хорошо.
– Возникли и ситуации, когда на один дом заявилось сразу две управляющие компании. А после лицензирования стало все больше сообщений о домах с «двумя квитанциями»…
– Я не удивлюсь, если сейчас людям приходит две квитанции, а осенью придет три. Дело в том, что УК должны быть привязаны к конкретным домам в Перми. Но лицензии получили и управляющие компании, не обладающие жилым фондом. Пришли компании из Екатеринбурга, Москвы. Не исключаю, что к началу отопительного сезона они в каких-то домах проведут очные или заочные собрания и их каким-то образом изберут. А представьте, что у людей уже была управляющая компания, потом вторая появилась со своими квитанциями. А пока жители выясняют, кому платить, появится и третья, к домам какого-либо отношения не имеющая. Не исключаю этого. Кто-то в происходящем винит безграмотность собственников, кто-то – теневые схемы при управлении домами. Но я считаю, что это все из-за того, что власть не поворачивается лицом к людям, а поворачивается другим местом, лишь бы исполнить действующее законодательство. Посмотрите, в этом году даже никто не отчитывается о готовности жилого фонда к отопительному сезону. Хотя прошла почти половина лета. Дома надо готовить, а мы разбираемся с долгами прошлых периодов. К началу отопительного сезона мы вновь получим шквал обращений и проблем. Нет горячей линии по вопросам подготовки к отопительному сезону, как не было и по вопросам прохождения лицензирования. Никто даже не отчитался, какая ситуация с получением лицензий в крупных городах края, какая в сельских территориях. Какие УК добросовестные, какие – нет? У нас люди же из СМИ информацию получают. Люди отгорожены четырьмя стенами и дверью в квартиру. Пока у них воду не отключат, свет или газ, или лифт перестанет работать, а под окнами не намусорят, никто не забеспокоится. И властям до людей тоже дела нет. Кстати, по закону на рассмотрение жалобы у нас дается 30 дней. А если еще сроки на устранение добавить – это еще 30 дней. Разве это нормально?
– Ну и наконец – поговорим о капремонте. С квитанциями, насколько я понимаю, до сих пор продолжается неразбериха, много неплательщиков…
– Да, есть некая волна негатива к закону, разговоры о том, что нам навязывают непонятные правила игры. Я сторонник того, что, если есть законодательство, то надо его соблюдать. И нормы определенные применять, и наказывать тех, кто нарушает законы. Но это все реализовывать нужно не такими темпами, как сейчас: платежи выставляем, а через два месяца пойдут штрафы. Надо как-то планомерно это делать. Пермский край был среди самых отстающих регионов по реализации закона о капремонте. И поэтому все делалось в быстрых темпах. В итоге были запросы в Росреестр по собственникам, запросы в муниципалитет о количестве домов. Все смешалось. Выявляются факты, когда люди в квартире уже давно не проживают, ушли из жизни, сменили фамилию, появились новые собственники ввиду зарегистрированных отношений. Много проблем связано и с некачественным адресным хозяйством. А это говорит о том, что уровень подготовки был далеко не идеальным. Например, в Новых Лядах людям прислали такие же квитанции, как для дома с аналогичным адресом в Перми.
При этом люди не могут получить ответы на свои вопросы – работает фонд отвратительно. Люди приезжали с вопросами из отдаленных территорий края, так как далеко не у всех есть Интернет. Но никакого ответа не получали. Уезжали и создавали в своем поселении негатив: «Раз так, мы платить не будем!».
Разве трудно заключить договор с МФЦ, которые у нас по всему краю открываются? Посадить там по обученному специалисту? В первые месяцы реализации программы это помогло бы исправить недочеты. К тому же, нужно разъяснять людям, для чего нужен закон. Разве так трудно на квитанциях прописать информацию по домам: «У вас дом такой-то площади. В таких-то годах предстоит капитальный ремонт, допустим, кровли». Или договориться с управляющими организациями и аншлаги повесить на те дома, которые в ближайшее время будут ремонтировать. Проследить за первыми домами, проконтролировать процесс, показать людям позитивный пример. А то люди только видят, что после капремонта крыши сносит ветром.