Кампания, развязанная полгода назад против Бориса Радостева, завершилась его увольнением. Созданный семнадцать лет назад, вошедший в число ста лучших школ России пермский Центр искусства и спорта будет расформирован. О причинах своего увольнения экс-директор уникальной школы, в которой спорт подружили с гуманитарными науками, рассказал 59.ru.
Борис Радостев – лауреат всероссийских и международных фестивалей и конкурсов циркового искусства в Питсбурге, Сиэтле, Монте-Карло, Сарасоте, Париже, Висбадене, почетный работник общего образования РФ, награжден орденами «Признание» Санкт-Петербургского общества защиты культуры, «Слава нации» международной академии общественных наук, «Звезда мецената» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира».
– Борис Юрьевич, от кого и как вы узнали о своем увольнении?
– От нового председателя комитета по физической культуре и спорта администрации Перми Дмитрия Геннадьевича Онорина. Он пригласил меня, чтобы познакомиться, а на встрече вручил приказ об увольнении. Уволили меня на основании пункта 2 статьи 278 статьи Трудового кодекса РФ. Я подписал приказ, сказав, что с ним не согласен. Со вчерашнего дня (20 июля 2015 года. – Прим. редакции) я больше не являюсь директором Центра искусства и спорта.
– Центра, который вы сами и создали?
– Да, который я создал семнадцать лет назад буквально с нуля.
– В этот момент пресс-служба горадминистрации рассылала сообщения в СМИ с объяснением вашего увольнения. Это ведь не первые нападки на вас?
– В начале этого года, когда я был в отпуске, комитет по физической культуре и спорту решил проверить центр. Якобы поступила жалоба. Кстати, в конце 2014 года центр вошел в 100 лучших школ России, а я был награжден медалью «Директор года». По результатам был составлен акт проверки. Мы составили график устранения недочетов.
– Это были серьезные нарушения?
– Судите сами: «нет медицинской справки у учащегося». Или: «одновременно в зале занимаются дети двух видов спорта». Но мы культивируем не один вид спорта, в центре занимаются спортивной и художественной гимнастикой, прыжками на батуте и так далее. В универсальном зале ребята могут одновременно заниматься разными видами спорта – это нормальная общепринятая практика.
– У вас есть предположения, почему вас уволили?
– Знаете, у центра огромный имущественный комплекс. Недавно был построен спортивный зал – единственный в крае такого уровня. Возможно, кому-то наши активы приглянулись.
– Расскажите об этих активах.
– У нас три здания. Основной корпус – здание бывшего детского сада по улице Нефтяников, 60а, в котором мы повели реконструкцию. Сейчас к нему сделан пристрой спортивного зала 32 на 20 метров с десятиметровыми потолками. А раньше мы были вынуждены арендовать зал для гимнастов и акробатов в манеже «Спартак». Зал появился благодаря спонсорской помощи нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Еще одно здание мы построили в 2006 году, потому что понимали, что дети не могут развить свои спортивные возможности. Департамент образования предложил нам реконструировать бывшее здание столовой детского дома по адресу: Нефтяников, 5. Оно стояло без кровли после пожара и семь лет никому не было нужно. За счет привлеченных спонсорских средств мы построили там спортивный зал. Еще одно помещение – первый этаж в жилом доме площадью 60 квадратных метров по улице Мира, 132.
– Почему администрация считает, что дети занимались в одном спортивном зале, где высокая нагрузка?
– Потому что с начала года на Нефтяников, 60а проводилась реконструкция спортивного зала. Мы не могли там заниматься с детьми. И администрация была хорошо осведомлена об этом, но сейчас сообщает о нарушениях в СМИ! Вы знаете, сколько таких спортивных объектов было построено в Перми за последние десять лет? Ни одного!
– В прессе говорится, что якобы в администрацию поступали жалобы от тренерского состава центра. Это так? Какие именно?
– В начале года коллектив центра написал обращение в администрацию города и всевозможные инстанции, вплоть до уполномоченного по правам человека Пермского края, с просьбой оставить меня в покое.
– То есть тренеры не жаловались на вас?
– Когда учредитель каждый месяц проверяет центр и сообщает персоналу и родителям, что в учреждении все плохо, дискредитирует руководителя, какую обратную связь он получит? Жалобы были спровоцированы. Но меня с ними не познакомили, я не знаю, существуют ли они вообще. Возможно, они были связаны с тем, что мы хотели перейти из системы физической культуры и спорта в образование. Но комитет заморозил это решение, а сейчас и вовсе центра не будет – его реорганизуют.
МБОУДОД «Центр искусства и спорта» города Перми основан в 1997 году. Это уникальное учреждение дополнительного образования, не имеющее аналогов в России. Образовательная деятельность объединяет в себе искусство и спорт. Основной принцип работы – гармоничное развитие детей от 4 до 18 лет. Ребенок приобретает знания по 26 гуманитарным предметам и овладевает азами мастерства по трем Олимпийским видам спорта: спортивной и художественной гимнастике, прыжкам на батуте. В центре работают квалифицированные педагоги, тренеры, хореографы, гимнасты, которые являются мастерами спорта России и международного класса. Центр является единственным учреждением в России, прошедшим международную аттестацию и ставшим ассоциативным членом Европейской федерации профессиональных цирковым школ (FEDEC).
– Правда ли, что с родителями центр заключал договор на перевод денег на счет НП «Совет попечителей муниципального образовательного учреждения», директором которого является ваша супруга?
– Поборов в школе никогда не было. У нас была форма благотворительной помощи центру. Для этого 15 лет назад мы создали попечительский совет. Это некоммерческая организация, цель которой – помощь в организации учебного процесса, развитие материально-технической базы, проведение мероприятий и так далее. Деятельность попечительского совета была абсолютна прозрачна. В него входили в том числе и родители. Помощь принималась на добровольной основе и исключительно по безналичному расчету.
– Вам также ставят в вину, что помещение по ул. Мира, 132 использовалось на условиях договора с ООО, которое было зарегистрировано на вашу супругу. По мнению горадминистрации, здесь есть «заинтересованность в выгоде по заключению договора аренды».
– А взятие в аренду помещения моей супругой – это разве нарушение закона? Дело в том, что это помещение у нас в очередной раз попытались забрать, поэтому договор аренды был заключен с ООО. Оформляя договор, мы соблюли все положения и регламенты, предписанные для муниципального учреждения, которое заключает договор с коммерческой структурой. Мало того, договор нельзя заключить, если не получишь разрешение департамента имущественных отношений и учредителя – комитета по физической культуре и спорта администрации Перми. Год назад наш учредитель издал приказ без объяснения причин о расторжении договора об аренде. Как подчиненный я расторг договор, а моя супруга подала иск в арбитражный суд и благополучно выиграла его – судебная инстанция признала законность аренды помещения. И администрация и комитет в курсе этого дела. Мы арендовали помещение площадью 18 квадратных метров за 6 тысяч рублей. О какой заинтересованности тут может идти речь? Это просто смешно!
О том, кто стоит за увольнением директора центра искусства и спорта, вошедшего в 100 лучших школ России, смотрите наш видеосюжет.