Порт Пермь – мощный речной транспортный узел. Восточнее Перми в России больше нет порта, обеспечивающего выход ко всем морям. С точки зрения географического положения у пермского порта – самый большой экономический потенциал в стране. При должном развитии он может стать крупнейшим логистическим центром. Водные ворота города – объект стратегического значения и всегда находился в государственной собственности. В советские годы в порту работали 700 сотрудников, два терминала, мощный флот, была собственная социальная база, предприятие было награждено орденом Ленина.
К сожалению, на сегодня порт – печальный символ 90-х. Городской терминал, тот что у Решетниковского спуска, полностью разрушен. Краны срезаны и отправлены в металлолом. Флот наполовину распродан. Больше половины работников уволены по сокращению, а оставшиеся выведены на трехдневную рабочую неделю. Все это – последствия продажи порта иностранным собственникам.
Вспомним историю. В лихие 90-е порт был приватизирован. И в 2006 году был перепродан международному инвестору Марку Ричу. На паях с ним вошел в проект Чарльз Батлер, сын английского лорда, который, как оказалось, рассматривал порт в качестве крупного девелоперского проекта. Позже выяснилось, что иностранцев прежде всего интересовала земля в центре города. Однако по закону участки, которые они купили, являются инфраструктурой стратегического объекта и приватизации не подлежат. В результате Рич и Батлер не смогли распорядиться собственностью так, как хотели. Под их управлением предприятие окончательно пришло в упадок, флот распродавался, долги росли.
В 2014 году один из инвесторов порта – Марк Рич заболел болезнью Альцгеймера и умер. После его смерти компания, которую я возглавляю («Евроинвестгрупп». – Прим. ред.), выкупила долги у родственников Марка Рича. К этому времени долги достигли стоимости самого порта – 140 млн рублей. Сразу оговорюсь, «Евроинвестгрупп» не интересуют только взыскание долгов, мы намерены сохранить профиль предприятии и развивать порт, вывести его из кризиса. Вернуть пермский порт экономике России. Я уверен, что «Порт Пермь» – выгодным и перспективным активом.
По ходу этой истории выяснилось много интересного. Например, лорд Батлер – партнер Марка Рича – в результате сомнительной допэмиссии размыл акции и оставил своего компаньона Рича с 20-процентным пакетом. После иностранных собственников остались разруха и долги. Городской терминал порта по сути для Перми потерян: техника распилена и распродана, земли поделены на участки и находятся в собственности у чешских фирм. Уверен, эти земли можно и нужно вернуть в собственность российского государства. Законодательство на нашей стороне. Сделку по продаже земли через суд можно будет признать незаконной, ведь портовые земли – неотчуждаемые, нельзя сменить их назначение и перевести в зону жилищного строительства, как предполагали наши европейские коллеги. К тому же, по нынешнему законодательству, стратегическое российское предприятие, коим является ОАО «Порт Пермь», не может более чем на 50% принадлежать иностранцам без разрешения УФАС. Прецедент по возвращению стратегического объекта в российскую собственность уже есть. В Астрахани порт вместе с землями в свое время был продан и принадлежал Ирану. Сейчас через суд астраханский порт вернули России.
Я буду бороться за возвращение «Порта Пермь» в экономическую жизнь города, региона и государства. Только такой вариант развития событий считаю правильным. Что касается развития ОАО «Порт-Пермь», то быстрого результата, конечно, ждать не приходится. Но капитализировать предприятие, вывести его из застоя – реально, соответствующие планы в «Евроинвестгрупп» разработаны. Если западные собственники сделали ставку на распил и продажу ресурса, то мы увидели потенциал порта. Уверен, за этим предприятием – будущее, и при грамотном подходе оно будет прибыльным и процветающим.
Фото: фото из личного архива автора