В конце июня «Пермские медведи» опубликовали открытое письмо, в котором сообщалось о бедственном финансовом положении гандбольной команды. В нем сообщалось, что клуб может перейти в Высшую лигу или быть вовсе расформирован. Журналист 59.ru пообщался с генеральным директором гандбольного клуба «Пермские медведи» Алексеем Никифоровым и выяснил судьбу клуба, определяющего сегодня спортивный имидж региона в России.
Алексей Никифоров – генеральный директор ПКОО ГК «Пермские медведи», председатель федерации гандбола Пермского края. Родился в 1964 году в Соликамске. Окончил филологический факультет Пермского педагогического института. Награждён знаком «Отличник физической культуры и спорта России».
– Алексей Дмитриевич, среди моих знакомых нет ни одного поклонника гандбола. Что нужно сделать для того, чтобы этот вид спорта был также востребован, как в свое время пермский баскетбол?
– Ничего удивительного. В каждой школе есть уроки баскетбола, а гандбол ушел из школьной программы. Этот вид спорта пользуется большей популярностью в Краснодаре, Волгограде, Астрахани – там, где мягкий климат. А потом, у «Урал-Грейта» был харизматичный менеджер Сергей Кущенко. Баскетболисты показывали результат, зритель шел на матчи, чтобы приобщиться к общему драйву – победе.
– Но ведь «Пермским медведям» пятнадцать лет, команда тоже показываете успехи. В прошлом году вы заняли второе место на чемпионате России. Это отразилось на узнаваемости пермского гандбола?
– Конечно! Но эти успехи команда демонстрирует буквально последние два-три года. До этого о нас писали как о молодой, подающей надежды команде. А когда мы отобрали Кубок у команды, которая четырнадцать лет была непобедимой, – стали узнаваемыми. У нашего тренера, обладателя олимпийской медали, амбициозные задачи. Команда нацелена на результат – победу. Мы много сил положили, чтобы подойти к верхней ступеньке спортивного пьедестала.
– И в этот момент у спонсора возникли финансовые проблемы...
– Для нас это был большой удар. Десять миллионов рублей клуба «зависли» в банке, который признали банкротом.
– Это и вынудило вас написать открытое письмо о бедственном финансовом положении клуба?
– Мы хотели объективно рассказать болельщикам о ситуации, которая сложилась у нас. А потом, нужно быть честными и перед игроками. Когда спортсмен находится в неведении: будет зарплата или не будет зарплата. Люди приехали с семьями, перед которыми несут ответственность. И мы не хотели ставить их в ситуации неопределенности, поэтому честно сказали: кто хочет, тот может искать работу в другом клубе.
– Кто-то воспользовался этим предложением?
– Никто! Вот это и есть команда. Когда на протяжении нескольких лет было стабильно и надежно, все были вместе. Вот и сейчас, в непростое финансовое время, ребята не стали бросать общее дело. У нас сейчас шесть игроков из национальных сборных – пять из российской, один из белорусской. Два наших игрока из молодежной сборной находятся в Бразилии, на чемпионате мира.
– То есть вы не только привлекаете кадры, но и их отдаете?
– Мы работаем на сборную. Министр спорта РФ Виталий Мутко назвал «Пермских медведей» базовым гандбольным клубом России.
– Однако краевое министерство спорта не захотело вам помочь?
– Я не знаю ни одного человека, который сейчас хотел бы стать министром спорта Пермского края. На министра навалилось множество проблем – помимо игровых команд, это еще и 100 спортивных федераций.
– И все хотят денег?
– Да, но при этом в стране кризис, поэтому бюджет всем клубам и федерациям урезан на 10%. При этом все идут к министру и спрашивают: «Как нам быть?» Но спорт никогда не был приоритетом, в отличие от социальной сферы, здравоохранения или образования.
– Но ведь миллиарды рублей были потрачены на Олимпиаду и пропаганду спорта. Но при этом все профессиональные клубы испытывают финансовые проблемы...
– Нас готовят к тому, что все профессиональные клубы будут лишены бюджетного финансирования. Сейчас нам сложно работать в системе «50 на 50», когда половину финансирования клуба составляет бюджет, а другую половину – средства спонсоров. Кризис коснулся не только бюджета, но и бизнеса.
– Министерство спорта заявило, что все обязательства перед клубом выполнены. Это так?
– Я бы добавил: выполнены на сегодняшний день. Из бюджета нам перевели 20 из 30 миллионов рублей. Смотрите: 30 миллионов выделяет бюджет, 20 – генеральный спонсор. Но на сегодняшний день мы получили только 30 миллионов (20 – бюджет и 10 – спонсорские). До конца месяца мы должны привлечь от спонсоров определенную сумму, чтобы бюджет нам перевел остальные 10 миллионов рублей. Без привлечение спонсорских денег бюджетного финансирования не будет. Система жесткая, но справедливая. Тяжелее клубам, которые полностью сидят на бюджетной игле.
– Павел Лях предложил клубу антикризисный план: отказаться от привлеченных со стороны игроков и сделать ставку на «своих». Этот вариант возможен?
– Когда на пермское предприятие приезжает инженер из Москвы, все радуются, потому что он будет развивать пермское производство. Никому не придет в голову назвать его варягом. Капитан команды Валентин Бузмаков шестой год живет в Перми. Он здесь женился, его супруга работает в пермском вузе. Роман Цокол играет за клуб восьмой сезон, у него в Перми родился третий ребенок. Они – варяги?
– Значит, вы не будете делать ставку на «своих»?
– Это не будет менее затратным и более эффективным. К нам приезжают молодые ребята из других городов, где нет команды мастеров, которые готовы играть бесплатно, чтобы попасть в обойму дублирующего состава, а потом войти в основной состав. Строить команды только местных игроков – неправильно. Мы берем из регионов игроков, но и отдаем их в регионы.
– И что будет с клубом?
– Большую часть финансовых обязательств, необходимую для подготовки к чемпионату страны, взял на себя председатель холдинга «Пермских медведей» Владимир Нелюбин. В непростое для себя финансовое время он взял на себя ответственность и сказал: «Команде быть!». За пятнадцать лет он ни разу не отступал от своих слов.
Гандбольный клуб «Пермские медведи» был создан в 2000 году. С 2000 по 2009 год «медведи» преодолевали Высшую лигу российского первенства, смогли подняться с 23-го места на первое и выйти в суперлигу. С 2009 по 2015 год результаты команды почти ежегодно улучшались – в течение шести лет команда поднялась с 10-го места в первом сезоне выступления до второго места суперлиги в сезоне 2014/2015. В этом же сезоне «медведи» выиграли Кубок России по гандболу. «Пермские медведи» являются единственным представителем российских клубов в Кубке Европейской гандбольной федерации.
О том, каков бюджет гандбольного клуба «Пермские медведи» и сколько получают игроки, смотрите в нашем видеосюжете.