Внедрение новой маршрутной сети в Перми привело к появлению нелегальных автобусов. В активную борьбу с ними включилась антимонопольная служба. Что грозит таким «бизнесменам», а также каковы успехи ведомства в решении вопросов незаконной рекламы и недобросовестной конкуренции – в материале 59.ru.
Антимонопольная служба подвела итоги работы за период январь-июня 2015 года. Как оказалось, пермяков волнует реклама, а автобусные перевозчики доступными средствами ведут борьбу с нелегалами. Активизировались на рынке и застройщики с сомнительными предложениями.
Нелегалы
Начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции пермского УФАС Галина Ужегова рассказала, что в ее ведомство поступили обращения от перевозчиков с жалобами на работу в Перми нелегалов. Интересы предпринимателей, которые законно работают на основе договоров с городскими властями, оказались ущемлены.
С 1 апреля были внесены изменения в единую маршрутную сеть общественного транспорта города. Несколько маршрутов были упразднены. Однако маршруты №45 и №М6 продолжают работать и по сегодняшний день. Пермяков возят без каких-либо документов и соглашений с городским департаментом дорог и транспорта.
В настоящее время антимонопольная служба проводит проверку по обращениям и возбуждает дела по признакам недобросовестной конкуренции. Нарушители могут быть привлечены к административной ответственности. Штрафы немалые: от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Примечательно, что на автобусных нелегалов жалуются только перевозчики – от пассажиров на этот счет обращений не поступает.
«У нас есть доказательства, что автобусы ездят: фотографии, видеозаписи, билеты. В настоящее время мы устанавливаем, кому принадлежат автобусы. Направлены запросы в ГИБДД. Ждем ответа», – отметила Галина Ужегова.
Напомним, ранее сотрудники ГИБДД уже проводили в Перми рейды по выявлению нелегалов. Чем плох нелегальный автобус, Галина Ужегова объяснила в ходе пресс-конференции.
Чужие платья
Основная часть обращений в УФАС по недобросовестной конкуренции связана с незаконным использованием товарного знака.
К примеру, обратилась московская фирма, которая занимается реализацией свадебных платьев. Она является правообладателем известного товарного знака, который пользуется популярностью у покупателей. Как оказалось, пермская компания активно использовала этот бренд, хотя не имеет к нему никакого отношения. Антимонопольная служба сейчас принимает меры, чтобы пресечь нарушение закона.
За полгода за недобросовестную конкуренцию УФАС выписало штрафы на общую сумму порядка 250 тысяч рублей.
Ритуальные услуги
Из других городов Прикамья поступают жалобы не на тему транспорта или украденных брендов, там идет борьба на рынке ритуальных услуг.
По словам г-жи Ужеговой, обычно на территории муниципального образования имеется только одно кладбище. Проблема заключается в том, что ритуальные организации стараются занять ведущее место на рынке. Есть случаи, когда компания заключает контракт с местными властями на уборку кладбищ, копку могил и так далее. За эти услуги фирма получает оплату из средств бюджета, но затем пытается получить деньги еще и от граждан. Такие случаи сейчас расследует УФАС.
Стоит отметить, что читатели 59.ru жаловались и на пермские ритуальные фирмы. Так, люди рассказывают, что некоторые компании работают прямо в моргах и уже при выдаче тела усопшего требуют оплатить услуги, которые у них не заказывали (различные косметические и санитарные работы). При этом родственники умерших предпочитают не вступать в конфликт и оплатить квитанцию с внушительными суммами. По-прежнему нередки случаи, когда к родственникам усопшего первым приезжают не полицейские или специализированная служба по эвакуации, а сотрудник ритуального агентства.
«Плохая» реклама
Что касается простых пермяков, то от них антимонопольщики обычно получают жалобы на рекламу.
Несколько обращений поступило от горожан, возмущенных методами «раскрутки» компании, продающей суши. В рекламе, которая транслируется в эфире одной из популярных пермских радиостанций, звучит фраза: «Ты че творишь, кусок от дебила, – где суши заказал?!». Была начата проверка, совет при антимонопольной службе пришел к выводу, что слово «дебил» оскорбительно, а сама реклама создает негативное отношение к клиентам других продавцов блюд японской кухни. Возбуждено дело по признакам неэтичной рекламы.
А весной в УФАС поступили обращения от жителей Соликамска. Оказалось, что местный магазин строительных материалов использовал в рекламе провокационную фразу «Секс не предлагаем, стройматериалы продаем». Антимонопольщики поставили вопрос о неэтичности рекламы, но совет при ведомстве каких-либо нарушений не усмотрел.
Новые обманутые дольщики?
С особым вниманием в антимонопольной службе сейчас относятся к сообщениям о рекламе для привлечения средств граждан на жилищное строительство.
Галина Ужегова рассказала, что недавно был случай, когда застройщик («Кайзер») предлагал пермякам «вложиться» в стройку, хотя никаких разрешительных документов у компании не было. Однако по закону реклама не должна появиться раньше получения разрешения на строительство и опубликования проектной декларации. По данному факту застройщика оштрафовали на 100 тысяч рублей, но обращения продолжают поступать: уже другая фирма на те же дома, не имея документов, собирает деньги граждан. Антимонопольная служба расследует это дело.
Аналогичные дела касаются другой фирмы. Реклама распространяется как наружно, так и в Интернете. Из администрации Перми поступила информация, что разрешения на строительство не выдавалось.
К пермякам обращаются с просьбой быть бдительными и проверять наличие документов у фирмы, которая предлагает «вложиться» в строительство жилья.
В общей сложности отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС за полгода рассмотрел более 300 заявлений. Возбуждено 64 дела по признакам нарушения закона о рекламе и закона о защите конкуренции. Установлено 57 нарушений, выдано 59 предписаний. К административной ответственности за допущенные нарушения привлечены 36 лиц. Общая сумма штрафов составляет более 500 тысяч рублей.