Город Людмила Гаджиева, начальник департамента образования: «Проблему поборов в школах трудно решить»

Людмила Гаджиева, начальник департамента образования: «Проблему поборов в школах трудно решить»

Пермяки собирают подписи под петицией за перераспределение направлений в детские сады. Родители не готовы смириться с тем, что их детей отправляют в садики далеко от дома. Каким образом будет решена эта проблема и о том, как бороться с поборами в школах, начальник департамента образования Перми Людмила Гаджиева рассказала 59.ru.

– Людмила Анатольевна, последние годы государственная политика была направлена на увеличение рождаемости. Но оказывается, что инфраструктуры нет – в Перми нехватка детских садиков...

– Не совсем верно говорить, что в Перми не хватает детских садов, речь идет именно о недостаточном количестве мест в ряде микрорайонов (например, Пролетарский, Железнодорожный, Светлый). Проблема в другом: сейчас родители обращаются с заявлениями именно о том, что им предоставляют места не в том детском саду, который хотелось бы. Смотрите, в 2007 году в Перми было 44 тысячи мест в муниципальных садах, а сейчас их 59 тысяч. То есть за семь лет создано 15 тысяч новых мест.

– И как вам удалось создать новые места – ведь новые дошкольные учреждения в Перми не строятся?

– В Перми все те годы, что увеличивалась рождаемость, велась системная работа для увеличения мест в детских садах. Для этого перепрофилируются и ремонтируются помещения в существующих детских садах и в них открываются группы для детей; ведется строительство и выкуп зданий для детских садов. Только за 2014 год мы с помощью этих разных способов открыли более четырех тысяч дополнительных мест в муниципальных детских садах. У нас появилось 14 новых детских садов: 10 зданий мы восстановили после капитального ремонта и снова вернули их в отрасль образования, три здания мы выкупили у застройщиков и один детский сад был передан городу безвозмездно компанией-инвестором. В 2015 году эта работа продолжается, и по итогам года мы сможем предоставить более трех тысяч новых мест для детей города. Причем строительство ведется именно в тех микрорайонах, где ощущается крайняя нехватка мест. К 1 сентября мы откроем для детей еще шесть детских садов. Далее до конца года и в следующем году у нас запланировано строительство еще нескольких детских садов.

– Вы встречались с авторами петиции, которую написали родители о перераспределении направлений в детские садики. Нашли пути решения конфликта?

– Я считаю, что мы поговорили очень конструктивно, а самое главное – пришли к конкретным результатам. Во-первых, мы договорились, что если родители найдут обмен мест в детские сады для своих детей из одной возрастной группы, мы поможем им его оформить. Во-вторых, если в семье, где есть два и более ребенка, а они получают путевки в разные садики, мы готовы помочь устроить обоих детей в одно учреждение. Общественники согласились, что такие варианты можно рассматривать.

– И сколько заявлений от родителей на обмен можно будет удовлетворить?

– С 18 по 25 августа в районных отделах образования будет проходить этап распределения направлений в детские сады на невостребованные места – например, те, на которые родители не заявились или от которых отказались. Тогда же районные отделы будут заниматься обменом мест для детей из разных садов по заявкам родителей. На сегодня к нам поступило около 3600 заявлений об обмене. Мы сможем удовлетворить более половины из них. Ну а окончательно будет понятно после того, как будет собрана вся информация по местам в детсадах к 20 августа. Нужно подчеркнуть для тех родителей, чьим детям в этом году не получится предоставить место в удобный для них детский садик, – это не значит, что они будут туда ходить постоянно. В течение года или в мае следующего мы готовы вернуться к рассмотрению этого вопроса и при высвобождении мест будем предлагать им детский садик по месту жительства.

– Давайте поговорим о школьном образовании. Многие родители жалуются на поборы. Любые ли «добровольные пожертвования» можно считать поборами?

– Да, проблема поборов существует. По закону образовательное учреждение может оказывать дополнительные платные услуги по договору, заключенному индивидуально с каждым родителем. Кроме того, школа может привлекать и добровольные пожертвования. Но если родитель согласился сделать добровольное пожертвование, доказать, что учреждение занимается поборами, практически невозможно.

– Департамент образования выступает на общешкольных собраниях и разъясняет разницу между «добровольными пожертвованиями» и поборами?

– Родители соглашаются сделать пожертвования, потому что им психологически неудобно отказаться от коллективного решения. В этом и корень зла. Если все откажутся от таких «пожертвований», проблема с поборами решится сама собой. Без помощи родителей департамент образования не сможет решить эту проблему.

– За какие траты отвечает городской департамент образования, краевой бюджет и федеральные органы? Кто обеспечивает ремонт школы и класса, пришкольной территории и оплату труда учителей, охранников и других школьных служб?

– Из бюджета города Перми финансируются расходы, связанные с содержанием имущества. Это, например, оплата коммунальных услуг, текущий ремонт, приобретение хозинвентаря, вывоз мусора, все виды охраны.

Я считаю, что расходы за охрану здания должна нести школа. Стыдно брать деньги с родителей на охрану образовательного учреждения.

– Значит, деньги на обеспечение охраны у школ есть?

– Деньги на охрану есть, другой вопрос, как их распределяют директора школ. В среднем бюджет школы составляет порядка 30-40 миллионов рублей. Но директор может отказаться от статьи расходов, связанных с охраной подведомственного учреждения, понимая, что соберет эти средства с родителей.

Другое дело, когда родители собирают деньги на праздники и подарки детям. В этом ничего криминального нет. Я точно также отдаю деньги на новогодние подарки своему ребенку. Но мне кажется стыдным и неправильным, когда деньги собирают на канцелярские принадлежности и тому подобное. Моя позиция такая: пусть образовательное учреждение зарабатывает на дополнительных услугах и тратит их на нужды школы – в том числе, на премии учителям.

– Учебные тетради родители должны приобретать сами?

– Все учебники закупаются за счет средств министерства образования Пермского края. С одной стороны, есть определенная логика: поскольку учебные тетради – вещь индивидуальная, родители их покупают самостоятельно. С другой стороны, тетради – это приложение к учебнику. Сейчас в законодательстве нет полной ясности на этот счет, поэтому ситуация неоднозначная.

– Многие классы переполнены учениками. В Перми школ хватает?

– Практически все школы в Перми работают в две смены. Еще семь-восемь лет назад в образовательных учреждениях, рассчитанных на тысячу учеников, обучалось по 800-900 человек, а сейчас – по 1300-1400. Идеальный вариант: школа работает в одну смену, тогда у ребенка во второй половине дня будет возможность заниматься дополнительным образованием внутри школы.

Последняя школа в Перми была построена в 1991 году. В ближайшие два года мы планируем вести строительство школ в самых напряженных районах города. В 2016-2017 году запланировано строительство школы в микрорайоне Пролетарский (на 1200 мест). А в рамках бюджета на 2016-2018 годы рассматривается строительство корпуса к школе №42 в Свердловском районе и пристроя к школе №59 в микрорайоне Парковый. Оба корпуса будут рассчитаны на одну тысячу мест.

А 1 сентября откроется новый корпус в Дягилевской гимназии. Уже полностью завершены строительные работы и завершилась внутренняя отделка, идет монтаж интерактивного оборудования, налажена система видеонаблюдения. Родители активно участвуют в приемке, от каждого класса есть представитель – чтобы можно было устранить какие-то недочеты, если они будут.

– Это очень хорошая новость. Но зачем обычной пермской школе дорогостоящее световое и звуковое оборудование?

– Дягилевская гимназия – не обычная школа, а культурный и образовательный бренд Перми. У нас много таких брендов, нам есть чем гордиться, и «Дягилевка» – один из них, именно в нее приходят многие гости, приезжающие в Пермь и Пермский край. Мы задумывали ее как школу будущего.

Кроме того, это и образовательный центр города. В гимназии работают творческие мастерские, ученики получают дополнительное развитие. На ее площадке проводятся различные события городского масштаба и краевого масштаба – фестиваль «Музыка старинных особняков», Дягилевский фестиваль, традиционные концерты-лекции «Дети – детям» с участием воспитанников муниципальных музыкальных школ. Я считаю, что эти траты вполне оправданы, потому что мы работаем на перспективу – будущее наших детей.

О том, как городской департамент образования борется с поборами в пермских школах, смотрите в нашем видеосюжете.

Фото: Фото и видео Андрея Белоусова, монтаж Павла Гринкевича
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем