Весной этого года Законодательное собрание края приняло новый закон о исполнительных органах власти муниципалитетов. По этому закону в муниципалитетах края окончательно была отменена выборность мэров и вместо нее было повсеместно введен институт сити-менеджеров, фактически назначаемых губернатором края.
Эта реформа вызвала закономерное возмущения представителей общественности и обычных пермяков. Не секрет, что по результатам социологических опросов большинство жителей Перми выступает за прямые выборы мэра. Не думаю, что в других муниципалитетах настроения жителей отличаются. Я также не сторонник системы сити-менеджеров, но, в-принципе, считаю, что даже с этой системой необходимо работать, если мы хотим добиться улучшения социального положения жителей края, развития их человеческого потенциала.
При этом, если говорить не о больших городах, а о сельских территориях и малых городах, то основным инструментом их развития является поселенческое самоуправление. Руководители и депутаты поселений в отличие от районных хорошо знают свои поселения, их проблемы и нужды. Также их хорошо знает, избравшие их жители. Главы и депутаты большинства сельских и многих городских поселений лично знают своих избирателей. Это позволяет им максимально эффективно работать на благо своих территорий. Правда, им мешает одна очень важная вещь – отсутствие ресурсов и полномочий для этого. За последние годы федеральные и краевые власти сделали все, чтобы, во-первых, лишить поселения реальных полномочий и финансовых ресурсов, а, во-вторых, загрузить поселения несвойственными им функциями, например, написанием бесконечных отчетов и профилактикой терроризма.
И вот краевые власти похоже решили забить еще один гвоздь в терпеливо выстругиваемый ими гроб для местного самоуправления. Речь идет о законопроекте под длинным названием «О перераспределении полномочий в сфере земельных отношений на территории Пермского края между органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Пермского края в сфере земельных отношений». Фактически в законопроекте речь идет о лишении поселений права распоряжаться значительной части принадлежащих им земель. Долгое время это обеспечивало поселения дополнительным доходом (через сдачу в аренду и продажу земель) и обеспечивала их ресурсом для экономического развития (через льготное предоставления земель поселений для развития новых бизнесов и производств). И вот теперь этого не будет.
Вместо этого весь земельный Фонд поселений окажется даже не в руках районных властей, а в руках региональной власти, через подконтрольных им районных сити-менеджеров. А это даст начало новому этапу приватизации, по сравнению с которой «шальная приватизация» 90-х покажется детским лепетом. Ибо если в 90-е приватизировались предприятия и недвижимость, то теперь расхищению будет подвергнут огромный земельный фонд сельских и городских поселений. А ведь земля – это самое главное, что есть у селянина. При этом, я с ужасом представляю уровень коррупции, которая возникнет при этом процессе.
Словом, планируемый законопроект необходимо остановить. И мне, кажется, у Законодательного собрания Пермского края есть все шансы сделать это. Тем более, главы 22 (двадцати двух) городских поселений уже выступили против этого законопроекта. Да и заключения Контрольно-счетной палаты края и Аналитическое управление ЗС выявили в законопроекте множество спорных моментов.