Ежедневно сотни тысяч пермяков пользуются городским общественным транспортом. Комфортно ли пассажирам в пермских автобусах? Как сделать, чтобы перевозки были быстрыми и безопасными? И стоит ли поднимать для этого тарифы на проезд? Об этом 59.ru рассказал директор НП «Автолидер», перевозчик Александр Богданов.
– Александр Владимирович, на днях внезапно пошли снегопады, город встал в пробках. Ваш автопарк к зиме был хорошо подготовлен?
– Было очень тяжело, но мы справились. Из 45 машин нашего парка ДТП было у всего одной, но и то не по нашей вине – водитель легковушки на летней резине врезался в автобус. У общественного транспорта нет зимней и летней резины, мы меняем изношенные шины на новые. И процесс этот не зависит от времени года. У наших водителей большой стаж работы – они просто не выйдут в рейс на изношенных шинах.
– Комфортно ли нашим пассажирам в пермских автобусах?
– Большинство городских автобусов российского производства. На конкурсах выигрывают те перевозчики, чей автопарк максимально новый. А у российских производителей цены ниже. Но в таких автобусах нет кондиционеров, там узкие проходы, мало сидений. Поэтому часто на различных форумах и сайтах можно прочитать недовольные высказывания горожан: зимой в автобусах слишком холодно, а летом – душно и жарко.
– А у вас какой автопарк?
– У нас вся техника импортная – немецкого производства. В основном, фирмы Man и Mersedes. У них приемлемое количество посадочных мест – 30–35. 70% автобусов оснащены работающими кондиционерами, которые зимой работают как печки. Кроме того, есть климат-контроль. Естественно, пассажиры чувствуют себя комфортно. У нас есть письма благодарности от простых пермяков. Знаете, в таких условиях и водители чувствуют себя комфортно. А это важно в плане безопасности – особенно в жару. Ведь сколько аварий происходит из-за того, что водители теряют сознание при аномально высокой температуре.
– Удобны ли такие автобусы маломобильным группам пассажиров – инвалидам и мамам с колясками?
– Все наши автобусы низкопольные и оснащены накопителями, в которые удобно поставить коляску.
– Оборудован ли автопарк вашего предприятия камерами видеонаблюдения?
– У нас установлено по четыре видеокамеры в каждом автобусе. Одна из них находится в кабине водителя, поэтому мы в реальном времени видим, как ведет себя персонал. Это дисциплинирует.
– По какому принципу вы подбираете персонал?
– Главный принцип – профессионализм. У нас коллектив сложился, есть система наставничества. У многих водителей стаж более 25 лет. Работа у водителей тяжелая, я сравниваю ее с шахтерской. Если говорить о психологических качествах, люди должны быть уравновешенными и стрессоустойчивыми.
– На нашем сайте получила резонансный отклик статья «Бои в автобусах: кто защитит пассажиров?» Что делать, если в автобусе есть неадекватные пассажиры?
– Да, такие ситуации бывают. Конечно, есть тревожная кнопка, но помощи нужно еще дождаться – неизвестно, как скоро приедет наряд. По большому счету, водители и кондукторы сейчас не защищены. Агрессивно себя ведут пассажиры в состоянии алкогольного опьянения. Кстати, у нас есть правило: пьяных мы можем не перевозить. Часто справиться с ними помогают другие пассажиры – просто ссаживают их, и автобус продолжает маршрут.
– Отношения водитель-пассажир взаимосвязаны и плохое настроение того или иного может привести к конфликту или стать угрозой для здоровья. Что вы делаете для удобства ваших водителей?
– По большому счету, единственная вещь, которая должна волновать водителя, – чтобы его автобус был полностью исправен. А для этого у нас бригады, которые занимаются обслуживанием автопарка. Наша техника проходит техосмотр не на бумаге! Каждый месяц машины проходят ТО-1, каждые два месяца – ТО-2. Водитель видит, что все проблемы, на которые он указывал, были устранены. Кроме того, он знает, что в случае экстренных ситуаций к нему может подъехать бригада экстренной помощи и устранить неполадки.
– В Прикамье один из самых дешевых билетов на проезд. Это реальный тариф или его нужно увеличить?
– Тариф в Перми устанавливает городская дума. По словам думцев, они не увеличивают тариф, потому что не могут понять, как мы считаем пассажиропоток. А мы его считаем вручную. Я могу понять думцев – ведь можно написать какие угодно цифры.
– Но ведь про электронную систему оплаты проезда говорят, наверное, года два...
– Мы уже полтора года работаем с электронной системой оплаты проезда. На наших маршрутах установлена автоматизированная система оплаты проезда компании «Прокарт». Меня она вполне устраивает. Я вижу каждого пассажира, его маршрут. Почему городские власти не внедряют эту систему на всех маршрутах – вопрос не ко мне.
– Как бы вы оценили единую маршрутную сеть города?
– Основная новация: маршруты, которые дублировали друг друга, сейчас убраны. При этом приоритет отдали электротранспорту – трамваям и троллейбусам. Лучше ли стало – об этом лучше спросить пассажиров. Мне кажется, что альтернатива электротранспорту должна быть. Ведь в случае аварии трамвая или троллейбуса пассажиры не доберутся до места назначения. При этом вернуть билет кондуктор не может.
– И все-таки нужно поднимать тарифы?
– Тариф должен быть экономически обоснованным. Это позволит перевозчикам своевременно обновлять автопарк, а это значит, что и водителям, и пассажирам в транспорте будет комфортно и безопасно.
О том, когда будет введена электронная система оплаты проезда в общественном транспорте Перми, смотрите в нашем видеосюжете.