«Нам не помогать, нас спасать уже надо», – бьют тревогу пермские перевозчики убыточных автобусных маршрутов. Субсидий от администрации города они не получают уже полгода. Автобусы заправляют в долг, запчасти купить не на что. Поломок с каждым днем становится все больше. Неисправные машины стоят в боксах, а убытки растут. Меж тем чиновники обещают начать выплату долгов перевозчикам с конца ноября.
Растут долги – растет кладбище автобусов
«Вот еще один автобус на тягаче привезли. Сломался», – показывает директор компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов. На его обслуживании сразу восемь автобусных маршрутов: №77, №32, №18, №53, №22, №48, №34 и №78. Еженедельный пассажиропоток достигает 90 тысяч человек. Такие маршруты считаются убыточными.
«Сейчас ситуация критическая, – продолжает наш собеседник. – Прошел конкурс на пассажирские перевозки, который мы добросовестно выиграли и заключили контракт с городом, где черным по белому написаны обязанности каждой стороны. Наши основные обязанности – выполнить конкретный объем часов и доставить пассажиров вовремя. Мы свою часть договора исполняем. Со стороны Департамента дорог и транспорта главное обязательство – выплата субсидий за убыточные маршруты, которые должны поступать в нашу кассу ежемесячно. Мы являемся перевозчиком Орджоникидзевского района Перми. В этом районе, к сожалению, нет прибыльных маршрутов. Все они убыточны. Без ежемесячных субсидий нам просто не выжить. На сегодня мы на кредиты заправляем автобусы, ремонтируем их. Нам постоянно обещают, что долг перед нами закроют».
Перевозчик показывает кабинеты своего предприятия и ремонтную зону. Отопление везде отключено. Сотрудники сидят в куртках. На улице уже минусовая температура. «У нас на предприятии работает более 600 человек, – перечисляет перевозчик. – И порядка 30% сотрудников взяли больничные. Вы зашли в ремзону, где мы тоже не можем подключить тепло из-за долга. В раздевалках для ремонтников нет тепла. Элементарно в такую погоду негде просушить вещи. Честно говоря, мне стыдно признаваться, что наши сотрудники работают в таких условиях. На улице еще далеко не холодно».
Из 120 автобусов компании 25 машин уже неисправны и не могут выйти на линию. Денег не ремонт нет. Ситуация доходит до смешного. Механики снимают шины с неисправных машин, чтобы поставить их на автобусы, которые выходят на маршруты. Количество неисправностей растет как снежный ком. Все это сказывается на безопасности пассажиров. «Долг тянется с июня. У нас кладбище не только из агрегатов, а уже и из автобусов», – негодует Эдуард.
В скором времени ситуация может ухудшится еще сильнее, потому что вместе с долгами администрации перед перевозчиками, растут их долги за топливо. «У нас осталось дизеля буквально на несколько дней, – говорит собеседник. – Сейчас мы едем на переговоры, чтобы еще подождали, чтобы еще отгрузили топлива. Если мы не достигнем какого-либо диалога, то я боюсь, что к концу недели мы половину автобусов не сможем выпустить из парка. Мы уже в такой ситуации, что нам не помогать, нас спасать пора уже».
Мэрия: субсидии будут выплачены
Другие перевозчики, которые обслуживают также убыточные маршруты, рассчитывая на субсидии, закупили вместо «пазиков» большие автобусы. «Я обслуживаю 49-й и 7-й маршруты. Неожиданно эти маршруты администрация назвала прибыльными. Субсидии нам сократили, – рассказал директор компании «Арт-Стиль» Павел Дробинин. – Мы еще в прошлом году закупили вместительные автобусы вместо старых ПАЗов. Стоимость одного автобуса, в среднем, шесть миллионов рублей. Сейчас выручка не покрывает наши расходы. Мы тоже ремонтируемся в долг. Эти маршруты, я считаю, так и остались убыточными. Но по бумагам в новой маршрутной сети они стали прибыльными».
Между тем чиновники не видят опасности в сложившейся ситуации. В департаменте дорог и транспорта Перми обещают – все субсидии будут выплачены в полном объеме. «Задержка в этом процессе была связана с тем, что расчет субсидий производится на основе данных пассажиропотока, которые существенно изменились после введения новой маршрутной сети, – пояснили в ведомстве. – Нужно было время для проведения нового подсчета количества пассажиров на каждом маршруте, обработки данных и заключения новых договоров на субсидии. На данный момент эта работа выполнена, с конца ноября планируется поэтапно начать выплаты».
Между тем департамент начал проверять исправность автопарка общественного транспорта. Причиной стали случаи технической неисправности автобусов маршрутов №№32 и 4. Перевозчикам направлены требования организовать проверки технического состояния машин. Результаты проверки проинспектируют сотрудники департамента совместно с ГИБДД. В первую очередь обследуют маршруты, которые в последнее время фигурировали в сводках ДТП.
«Департаментом и МБУ «Гортранс» организованы фактически ежедневные проверки подвижного состава, работающего на линии», – отметил начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов.
Напомним, по результатам проведенных конкурсов среди перевозчиков подвижной состав общественного транспорта в Перми «помолодел» на 18,8%. Средний срок эксплуатации автобусов в Перми снизился с 17,5 до 14 лет. На городские маршруты вышло 119 новых автобусов.
Как выживают в Перми перевозчики убыточных маршрутов смотрите в видеосюжете.