Стоимость коммунальных и жилищных услуг не устраивает большинство россиян. Однако оценить, какой процент от семейного дохода они отдают в ресурсоснабжающие организации, в управляющие компании или ТСЖ, люди не могут, говорят социологи. Подробности читайте на Dom.59.ru.
Для россиян основной проблемой ЖКХ является не качество услуг, а их стоимость. Как показало исследование ВЦИОМ, недовольство размером платежей выражают 70%. Тем не менее социологи отмечают, что без подсказки вспомнить, сколько они платят, не могут 49% опрошенных. При этом доля фактического платежа в среднем у респондентов составляет 12% от ежемесячного дохода семьи. Но, по ощущениям россиян, эта статья расходов больше почти в два раза и составляет 21%. Средний размер ежемесячной выплаты за ЖКХ (по данным опроса) по России составляет 4576 руб. Для сравнения, согласно исследованию РИА «Рейтинг», в 2014 году средняя пермская семья отдавала за ЖКУ 2882 рубля.
«В этой проблеме нужно разделить три вещи, – считает председатель правления ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин. – Первое – свежий платеж за капремонт. В Пермском крае он – семь рублей с квадратного метра, в Москве – 15, в Петербурге – два рубля. Второй тип – на ремонт и содержание, он примерно 20 рублей с метра. То есть с квартиры в 50 квадратных метров – порядка 1000 рублей в месяц. Это достаточно посильные платежи. А вот платежи за коммунальные ресурсы действительно достаточно дороги. Одно отопление квартиры в зимний месяц стоит минимум 2,5 тысячи рублей. А я видел квитанции, где и по шесть тысяч было за отопление 50–60 квадратных метров. А если пенсия в 12 тысяч – это половина от нее, что серьезно. Я думаю, что ВЦИОМ, как всегда, пытается изобразить, что все не так страшно. Но все, что касается аппетитов сетевых монополистов, – страшно. Что касается услуг жилищных – это копейки. Но если к этим копейкам прибавить коммунальные платежи, получаются очень неслабые суммы. А потребитель в голове не разделяет оплату на составляющие и поэтому в целом говорит, что все, что касается ЖКХ, – дорого. Тем более сейчас кризис, и многие теряют работу. Если работающий человек мог рост тарифов не замечать, то, живя на пособие по безработице, он точно будет следить за всеми изменениями».
По данным ВЦИОМ, объективными факторами, снижающими удовлетворенность россиян качеством ЖКХ, выступают проблемы, связанные с состоянием инфраструктуры и самих домов (на низкое качество жилищных услуг пожаловались 37% опрошенных, на обветшание жилого фонда – 37%). Срочного капремонта требуют дома каждого третьего (32%), каждый четвертый говорит о том, что такой ремонт понадобится в течение ближайших трех-пяти лет. При этом 43% россиян желают, чтобы сначала был проведен капремонт, а уже потом пришлось за него платить. Даже с учетом процентных ставок по кредиту.
«Несмотря на общую полемику в СМИ о капремонте, россияне сейчас в целом готовы принять эту идею, но результаты хотят видеть уже в ближайшей перспективе. Затягивание в решении этих вопросов может, конечно, привести к росту социального недовольства. В этой связи одной из возможностей россияне рассматривают вариант с созданием системы кредитования капремонта: сначала ремонт – потом оплата», – отмечает руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.
Некоторые из проблем ЖКХ, которые не устраивают россиян, можно увидеть в инфографике.
Факты о пермском ЖКХ
Удорожание коммунальных услуг в этом году в Прикамье, если верить данным Пермьстата относительно декабря прошлого года, составило 8,4%. Больше всего увеличилась стоимость отопления и электроснабжения. Жилищные услуги подорожали на 30,2%. В среднем ЖКУ-услуги по краю стали стоить больше за год на 15,8%.
В этом году жители Перми 4218 раз обращались по вопросам ЖКХ в информационные пункты. Как рассказали в департаменте ЖКХ администрации Перми, в основном пермяки обращались с просьбой разъяснить им правила начисления платы за коммунальные ресурсы и жилищные услуги, а также для того, чтобы получить информацию по предоставлению коммунальных услуг и проведению капитального и текущего ремонта домов. Дополнительно в этом году для всех желающих велись методические занятия по вопросам управления многоквартирными домами. Всего было проведено 16 трехдневных курсов, на которых обучился 581 человек.
Сейчас в работе консультационных пунктов будет сделан плановый перерыв, их работа продолжится в следующем году. График приема жителей появится на сайте администрации Перми.
Традиционно в этом году пермяки активно жаловались на свои проблемы и инспекцию Госжилнадзора. Только за три квартала 2015 года в ведомство поступило более 11 тысяч обращений от жителей региона. С учетом плановых проверок и проверок по итогам предписаний специалисты выявили за этот период около 13,5 тысяч нарушений. Было предъявлено штрафов на 29,5 миллионов рублей, а сумма перерасчетов для населения составила более 24,6 миллионов. Было выявлено 939 административных нарушений, из них более половины касались правил содержания и ремонта жилых домов, чуть больше 20% – нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Вы помните свой размер платы за ЖКУ?