Работу департамента ЖКХ с управляющими компаниями Перми раскритиковал сити-менеджер Дмитрий Самойлов. Из-за плохого взаимодействия капремонты затормаживаются и возникают аварийные ситуации. Проблема управления многоквартирными домами актуальна не только для Перми и даже попала в лидеры общероссийского рейтинга жалоб на ЖКХ по итогам 2015 года. Какие жилищно-коммунальные вопросы вызывают наибольшее возмущение, читайте в материале Dom.59.ru.
Вопрос регулирования в сфере ЖКХ поднял на совещании, посвященном итогам работы администрации в 2015 году, сити-менеджер Перми Дмитрий Самойлов. Как отмечают в пресс-службе администрации города, он подверг серьезной критике результаты работы городского департамента ЖКХ в вопросе взаимодействия с управляющими компаниями и призвал руководителей департамента избавиться от «наивного романтизма, что рынок в сфере ЖКХ сам все отрегулирует». Все дело в том, что некачественная работа этих организаций повышает риск аварийных ситуаций и тормозит выполнение программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Перми. В 2016 году руководству департамента ЖКХ Перми поручено найти способы решения этих проблем. Напомним, что в прошлом году в администрации Перми задумались над сокращением количества УК в городе, так как ряд из них копит долги, но продолжает работать на рынке.
Интересно, что вопрос управления многоквартирными домами актуален и для других регионов России. Согласно исследованию НП «ЖКХ Контроль», в котором показана статистика обращений от жителей России, поступивших в прошлом 2015 году, первые три места рейтинга жалоб заняли проблемы начисления платы за ЖКУ, управления многоквартирным домом и качества поставляемых коммунальных услуг. Как отмечается, в общественные приемные в 84 субъектах РФ поступило почти 32 тысячи жалоб, которые и были проанализированы.
«Проблемы начисления платы за ЖКУ являлись лидерами рейтинга на протяжении трех кварталов 2015 года, – комментирует итоги исследования исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – Люди не понимают, за что они платят и почему цены постоянно растут, а качество услуг не меняется. К сожалению, пока усилия, предпринимаемые органами власти по повышению прозрачности начислений, не дали результатов, которые бы увидели потребители. Особенно остро стоит проблема начислений за тепло».
Интересно, что 7% от всех жалоб касались стоимости и корректности начисления сумм за общедомовые нужды. Также особую значимость приобрела тема управления домами – так как в этом году было проведено лицензирование и некоторым собственникам приходилось переизбирать УК. Отмечается, что 2,3% всех обращений были связаны с проблемами при проведении общих собраний собственников и выполнением того, что было на них принято.
Также в течение 2015 года в России актуальности не теряла тема капремонта. «Вопросы управления МКД традиционно занимают лидирующие места в рейтинге. Во II–III кварталах эта тема стала чуть более острой, переместившись на второе место. Это было связано с введением лицензирования и участившимися конфликтами в связи со сменами управляющих организаций. В IV квартале актуальность вопроса несколько снизилась. А вот тема капитального ремонта теряла свою актуальность на протяжении всего года. Наибольшее количество обращений по вопросам капитального ремонта поступило в I квартале 2015 года (2-е место в рейтинге проблем), наименьшее – в IV квартале 2015 года (5-е место). При этом обращения становятся все менее политизированными и все больше касаются конкретных вопросов отдельного дома», – отмечает Светлана Разворотнева.
Рейтинг проблем ЖКХ по итогам 2015 года
В нашем регионе проблема начислений в прошедшем году была важнейшей. Дело в том, что не все могли разобраться с переходом оплаты за тепло на фактическую. «Самый частый вопрос от граждан, уже традиционный, это начисления за тепло, – отмечает руководитель НП «ЖКХ Контроль» Пермский край Елена Котова. – Зима прошлого года была первой зимой, когда граждане получили начисления за тепло по 1/7. То есть плата за тепло для тех, у кого нет приборов учета, стала начисляться только в отопительный сезон. Это привело к резкому увеличению сумм в квитанциях, что и вызвало большое количество вопросов собственников. Кроме этого, граждан в 2015 году беспокоила проблема качества подаваемых поставщиками коммунальных ресурсов: низкая температура горячей воды и тепловой энергии. Особенно эта проблема проявила себя осенью, в начале отопительного сезона».
О том, что проблемы – лидеры рейтинга актуальны и для нашего региона, говорят и другие эксперты. «Во-первых, для нашего региона особенно остро стоит тема начисления платы за ЖКУ, – рассказывает руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ в Пермском крае Максим Зубарев. – Потому что имеется рост задолженности организаций коммунального комплекса перед ресурсоснабжающими организациями. По нашему мнению, проблема не в том, что человек не оплачивает эту услугу, а в том, что на этом рынке есть куча посредников, через которых деньги перегоняются. Почти 100% населения платит за ЖКХ, а платежи до ресурсоснабжающих организаций не доходят. Также остается неразрешенной проблема управления МКД. Это проблема межведомственного взаимодействия органов надзора и контроля за деятельностью управляющих организаций. Лицензии дали управляющим компаниям, но толком никто не надзирает за их деятельностью, качеством предоставления услуг, и УК не контролирует. Институт лицензионного контроля в Пермском крае пока не развивается массово. Отсюда хромает качество и коммунальных услуг».
Отметим, что, если посмотреть на обращения жителей Пермского края в аппарат уполномоченного по правам человека, то основной объем жалоб на нарушение жилищных прав и проблем сферы ЖКХ касается переселения из аварийного жилья (14 из 53 коллективных жалоб этой сферы за три квартала 2015 года). Далее идет завышенная плата за ЖКУ (в том числе и за капремонт) – 11 коллективных обращений в тот же период. А вот в консультационные пункты по вопросам ЖКХ в Перми жители города, как рассказали в департаменте ЖКХ администрации Перми, в 2015 году в основном обращались с просьбой разъяснить им правила начисления платы за коммунальные ресурсы и жилищные услуги, а также для того, чтобы получить информацию по предоставлению коммунальных услуг и проведению капитального и текущего ремонта домов.