Освободить фасады пермских домов от переизбытка неуместных вывесок попытаются городские власти. За несоответствующие городскому стандарту объекты владельцам придется бороться под угрозой демонтажа. Но станет ли от этого меньше изуродованных фасадов? Об этом читайте в материале Dom.59.ru.
Требования к вывескам, согласно принятым ранее решениям гордумы, должны быть утверждены постановлением администрации Перми. Сейчас стандарт разработан и обсуждается с заинтересованными сторонами. Так сегодня, 11 февраля, их обсудили за круглым столом.
В чем проблема? Вывески размещать на зданиях представители бизнеса должны по закону. Но внешний вид этих объектов далеко не всегда сочетается со всем остальным зданием. Более того, если к размещению рекламы на зданиях есть жесткие требования, а жители жилых домов, размещая ее на стенах зданий, могут даже заработать, то с вывесками все прозаичнее. Регламента для них не было. А многие компании отстаивали свою рекламу, заявляя, что это всего лишь вывеска.
«Решение этой проблемы создавалось в атмосфере недостаточной проработки со стороны федеральных властей», – отметил замглавы администрации Перми Андрей Ярославцев. При этом он отметил, что при разработке стандартов использовался опыт других городов, где аналогичные регламенты уже применяются.
«Стандартные требования – это свод правил и рекомендаций объясняющий, какие типы объектов относятся к вывескам и где они могут быть расположены. Определяющие размеры и допустимый состав вывесок. Применение таких стандартов улучшит архитектурный облик города, а кроме того регламентация городского пространства улучшит его восприятие. Упорядоченность информационных конструкций сделает улицы более привлекательными», – отметил главный архитектор Перми Дмитрий Лапшин.
Что предлагается? Вывеску можно размешать только в определенных местах (предполагается, что она будет в пределах занимаемого помещения между первым и вторым этажом, или не менее чем в полуметре от земли над цоколем), а ее высота должна быть не более полуметра (а если используется подложка, то сама надпись должна быть еще меньше). При этом на ней может использоваться лишь логотип, название и вид деятельности с возможностью дублирования одного из элементов (но не более четырех элементов). Также разъясняется, где следует размещать вывески на козырьках. Главное, что информация рекламного характера там содержаться не должна. Полностью с проектом можно ознакомиться на сайте администрации Перми.
«При разработке требований мы руководствовались не только эстетическими соображениями, а также такими терминами как гармониями, простота и развитие. Гармоничными должны быть как отдельный вывески, так и дома и улицы в целом. Стандартные требования должны быть в общих чертах понятным руководством к действия как для бизнеса, так и городской администрации. И должны быть легко применимы», – пояснил Дмитрий Лапшин.
Однако если вывеска никак не вписывается в стандарты (например, такая проблема может возникнуть у федерального бренда), то нужно будет согласовывать ее на предмет соответствия архитектурному облику здания и включать в паспорт фасада дома.
В центре Перми, по словам главного пермского архитектора, не соответствует стандартным требованиям 1/3 вывесок, на окраине 2/3. При этом крупные сети или те, кто тратят на вывески много денег и делает их из качественных материалов и сейчас разрабатывают паспорт фасада и согласуют вывески, чтобы ее в любом случае не демонтировали. Например, часто согласуют стелы и буквы на крышах домов. Преимущество принятия стандартов в том, что сегодня за согласованием ходят все, а будут ходить только те, чьи вывески не подходят под стандарты. Стандартные вывески можно будет сразу вешать на здание, ускоряя процесс и не затрачивая лишних средств.
Если стандарты будут приняты постановлением администрации, то у предпринимателей будет срок в 20 месяцев, чтобы поменять или согласовать вывеску. Постановление, по словам Дмитрия Лапшина, планируется утвердить к концу марта. Ранее он отмечал, что самыми распространенными «ошибками» вывесок считает хаотичное расположение разномастных вывесок на ограниченной площади фасада, несомасштабность с архитектурными элементами, перекрытие архитектурных деталей исторических зданий, применение контрастной подосновы (подложек), использование баннерной ткани, полное перекрытие оконных и дверных проемов.
Представители рекламного бизнеса и архитекторы поддержали проект. «Когда мы получили информацию о том что планируется создать стандарт вывесок, то изначально в рекламном сообществе мы неоднозначно идею восприняли, – отметила представитель одного из рекламных агентств Перми Ольга Калинина. – Все-таки это творческий процесс, и хочется, чтобы твой клиент выделялся. Но потом, обдумав, пришли к выводу, что стандарты надо поддерживать. С ними город станет симпатичнее. А нам будет проще работать. Очень часто, общаясь с клиентом, говоришь, что то, что он хочет, не будет работать, и будет трудно это согласовать. И клиент всегда требует отсылки на конкретный акт. И теперь такой акт появится. А также сократится время проведения работ».
А член Союза архитекторов России Виктор Щипалкин отметил, что эту работу в Перми от администрации Перми давно ждали. «В ней выделены основные болевые точки. Основной недостаток существующей ситуации – превращение архитектурного произведения в беспорядочное нагромождение. В данной работе показано что хорошо, а что плохо. И это понятно даже простому человеку», – отметил Щипалкин. При этом он добавил, что в развитии данного направления нужно перейти и к решениям вопроса упорядочения рекламы на улицах Перми.
Многие участники круглого стола обращали внимание, что отрегулировать нужно и ситуацию с витражами, которые обклеивают, уродуя общий вид домов. Например, об этом заявил глава Союза архитекторов Прикамья Сергей Шамарин. «Меня в последнее время раздражает история с завешиванием и закрашиванием витрин. Лучшая реклама – это светящаяся витрина магазина и красивые люди, пьющие кофе в кофейне», – отметил он.
Часть собравшихся, одобряя идею стандартов, все же говорили и о том, что они могут не привести к преображению города. Например, говорили о качестве материалов для вывесок. Так в рамках обсуждения депутат Гордумы Арсен Болквадзе поинтересовался: в случае, если вывеску демонтируют, кто будет восстанавливать фасад? При этом он напомнил, что сейчас непростое время для бизнеса, и, возможно, не все захотят делать новые вывески или тратить денег на согласование старых. Поэтому лучше применять требование не сразу, а для новых объектов или после капитального ремонта фасадов. «А то мы получим в окнах листочки формата А4 с написанной информацией», – предостерег депутат.
Член комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий предложил властям обратить внимание и на освещенность вывесок, которую тоже надо регламентировать и делать однородной. А если цель данного проекта – улучшить вид города, то, по его мнению, нужно как-то регламентировать и возможности индивидуального согласования. А иначе те, у кого есть деньги – будут делать такие вывески как хотят, А тем у кого денег нет, придется их искать, чтобы заменить существующие.
Представитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Ольга Камина предложила воспользоваться опытом Москвы и сделать сначала пилотный проект в части города. Или распространить стандарты только на центральную часть города. Однако Дмитрий Лапшин на это заметил, что так придется нарушать право части пермяков жить в комфортной среде.