Обрушение дома в Перми и падение лифта в Москве в очередной раз всколыхнули вечную тему российского ЖКХ. Кто несет ответственность за безопасность жильцов, и какие меры принимают управляющие компании, чтобы не допустить новых трагедий? На эти и другие вопросы отвечает замдиректора УК «Профи-Дом» Алексей Шахаров.
– Здравствуйте, Алексей Владимирович. В середине января в одном из элитных жилых комплексов Москвы из-за неисправности лифта погибла женщина. Возможно ли подобное в Перми, и какие меры принимают управляющие компании, чтобы не допустить трагедии?
– Начнем с того, что лифт – это сложная инженерная конструкция, которая может выйти из строя. Я не говорю, что это обязательно приведет к катастрофе, но с другой стороны, никто не застрахован от поломок. Чтобы обеспечить безопасность жильцов, управляющая компания обязана заниматься техническим обслуживанием лифтового хозяйства. Для этого ей необходимо получить специальную лицензию, так как лифт является источником повышенной опасности, и нанять соответствующих специалистов. Либо заключить договор о техобслуживании с профильной организацией.
– Какой вариант предпочтительнее?
– Каждый выбирает сам, как ему удобнее работать. Наша управляющая компания «Профи-Дом» заключила договоры с двумя обслуживающими организациями, которые круглосуточно следят за техническим состоянием лифтов. Поломки случаются, не без этого, но никаких критических ситуаций у нас не было, и, я надеюсь, не будет. Мы делаем для этого все, что от нас зависит.
– После московской трагедии прокуратура проводила проверки технического состояния лифтов в Перми и нашла потенциально опасные. Каковы результаты проверки в вашей компании?
– Действительно, после московского ЧП начались повсеместные проверки лифтов и газового оборудования. Прокуратура запрашивала техническую документацию и прочие сведения у всех управляющих компаний без исключения. По результатам проведенных проверок к работе нашей компании нареканий не было. Хотя у нас в управлении находятся несколько домов, в которых срок эксплуатации лифтового оборудования уже истек.
– Как вы решаете эту проблему?
– Кроме текущего содержания каждый лифт ежегодно проходит освидетельствование технического состояния и раз в три года экспертизу по срокам эксплуатации. На время такой диагностики лифт останавливают. Специалисты проверяют все его технические узлы. Без положительного заключения проверяющей организации использование лифта запрещено. Как я уже говорил, у нас есть четыре дома, в которых по документам срок технической эксплуатации лифтового оборудования истек. Однако экспертиза признала их пригодными для использования, и пока они работают в штатном режиме. Мы уделяем пристальное внимание сообщениям жильцов этих домов о любых замечаниях в работе лифтов. Кроме того, за ними постоянно наблюдает энергетик нашей компании и электромеханики обслуживающих организаций.
– С конца прошлого года изменился порядок финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Появился Фонд капитального ремонта, работа которого вызывает много вопросов и недовольства. На ваш взгляд, внедрение новой системы было оправданно?
– Если возвращаться к истокам вопроса, то еще до приватизации муниципалитеты должны были провести капитальный ремонт всего жилого фонда. Но этого не произошло, и сейчас об этом редко вспоминают. В итоге все передали на откуп собственникам, которые не в состоянии оплатить необходимые работы.
– Что теперь делать собственникам?
– По Жилищному кодексу существует три варианта накопления средств. Первый – перечислять деньги в Фонд капитального ремонта, который обязан выполнять план работ установленных региональной программой за счет средств собственников. Если дом не накопил на данный момент необходимых средств, фонд обязан их изыскать из других источников так называемое перекрестное финансирование. Второй вариант – по решению жильцов создается специальный счет у регионального оператора. Когда на нем накопится достаточно средств, оператор приступает к работам. Если сроки запланированного ремонта подошли, а денег на счете недостаточно и собственники не приняли решение по источнику финансирования, его закрывают, и все средства переходят в Фонд капитального ремонта на общий счет. Третий, когда управляющая компания по решению собственников открывает в банке счет на конкретный дом и сама собирает деньги с жильцов. Это наиболее прозрачный вариант для владельцев квартир, потому что они сами контролируют состояние счета. Но все упирается в региональную программу капитального ремонта, которая предписывает проведение обязательных работ в жестко установленные сроки.
– Поясните, что это значит?
– Допустим, собственники хотят заменить электропроводку, а по региональной программе запланирован ремонт кровли. Возникает конфликт интересов, в котором закон находится на стороне регионального оператора. То есть системе не хватает гибкости, и мы надеемся, что со временем ее отрегулируют. Сейчас удобнее всего ТСЖ, собственники которого на общем собрании жильцов утверждают план работ на год и реализуют его.
– А почему нельзя пойти навстречу собственникам жилья и прислушаться к их мнению?
– Тогда возникает целый ряд других проблем. Во-первых, собственники не являются экспертами и не могут реально оценить состояние своего дома. Во-вторых, люди не умеют и не хотят договориться между собой. Потому что жителям верхних этажей нужна кровля, нижним этажам надо, чтобы из подвала не пахло, а средним этажам нужен красивый подъезд. В итоге, чего бы ни сделала управляющая компания, всегда находятся недовольные. Начинаются жалобы в надзорные органы, конфликты и так далее.
– То есть среди жильцов нет согласованности?
– Именно. И я считаю, что в этом кроется корень многих проблем нашего ЖКХ. Когда все отдали собственникам, ожидали, что они будут ревностно подходить к содержанию своих домов, а на деле получили коллективную безответственность. Многие отказываются видеть и понимать, что творится за пределами их квартир.
К кому могут обратиться жильцы с вопросом замены лифта? Почему управляющие компании не могут организовать вывоз снега? Как решаются проблемы ветхого жилья и кто несет ответственность за безопасность домов? Ответы на эти вопросы смотрите в нашем видеосюжете.
Управляющая компания «Профи-Дом»
Центральный офис: г. Пермь, ул. Семченко, 9;
офис на Нагорном: ул. Геологов, 19;
телефон: (342) 227-51-51;
Profidom-perm.ru.