Чтобы увеличить поступления в бюджет от использования земли, российское правительство собирается сделать оценку кадастровой стоимости государственной заботой и лишить население и бизнес возможности оспорить этот ценник до суда. Какими проблемами грозит инициатива, читайте в материале Dom.59.ru.
В законодательство планируется внести изменения, касающиеся кадастровой оценки. Если будет принята та версия, которую предлагает правительство РФ, то в силу изменения вступят с 2018 года. Те стоимости, которые определены для земельных участков сейчас, зачастую не соответствуют экономическим реалиям. Если для населения оспаривать кадастровую стоимость земли достаточно затратно, и случаи таких обращений единичные, то предприятия с успехом делали это – в некоторых регионах России это удавалось 98% от обратившихся. А это сказывается на размере налоговых поступлений.
Однако теперь этой возможности может не стать и у бизнеса. Правительство РФ предлагает принять поправки, которые оставляют возможность оспаривать оценку только через суд. При этом оценку будет проводить некий государственный исполнительный орган, подрядчиками которого не смогут стать частные оценщики. А это еще один удар для бизнеса. Законопроект и его возможные последствия обсудили в Перми на круглом столе в региональном штабе ОНФ.
К чему приведет изменение? Правительство считает, что сама кадастровая стоимость земли (а потом и недвижимости) станет более точной. При этом, так как налогообложение земли завязано на этой величине – то и в бюджет пойдет больше доходов.
Однако пермские эксперты не согласны с этим утверждением. Так по мнению Дмитрия Сазонова, если кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной, то в текущей экономической ситуации стоимость участков снижается, а, следовательно, переоценка должна отразить этот тренд. Но проблема не только в этом.
По словам директора ООО «КСИ Консалтинг» Андрея Кукаркина, качество оценки не улучшится даже если ее будут проводить государственные оценщики. Дело в том, что в точность оценки зависит от количества аналогов. А в Прикамье их достаточно много только на территории Перми. На других территориях рынок не развит, а потому зачастую аналогов просто нет. При этом достоверность и тех данных, что имеются – крайне низкая. Оценщику приходится учитывать в своей работе большое количество факторов. Но в любом случае искажение цены что в одну, что в другую сторону приводит либо к недовольству со стороны населения и бизнеса или к проблемам с бюджетом.
Однако власти и в Прикамье считают, что изменения будут на пользу. «Зачем это все делается? Я согласен с тем, что необходимо иметь базу. Но про это и идет речь, если этим будет заниматься субъект, то после каждой оценки в течение пяти лет они будут обновлять базу. Мониторить изо дня в день. Это будет ни как сейчас. Когда для оценки объявляют аукцион и цену участники рушат очень сильно, есть случаи, когда они уходили в минус на торгах. То есть для победителя, наверное, была какая-то выгода доплачивать. О качестве в таком случае говорить сложно. Будет понятная ответственность. И базу нужно будет накапливать только один раз. Качество от этого возрастет в разы. На это законопроект и нацелен», – пояснил министр по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края Николай Гончаров.
Тем не менее, Андрей Кукаркин отметил, что прежде чем начинать переоценку, нужно разработать методику и создать базу аналогов. Также эксперт отметил важность комиссии, в которой можно оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. С ним согласны и другие участники рынка. «Кто бы не делал оценку, нельзя убирать возможность оспаривания», – считает исполнительный директор ООО «Промпроект Оценка» Оксана Полыгалова. Только за 2014–2015 годы только 30 крупных предприятий Прикамья оспорили кадастровую оценку на 393 земельных участка и снизили их кадастровую стоимость на 51,87%.
А тот размер кадастровой стоимости, который обнаруживается после переоценок, зачастую слишком высокий.
«Земля себя не окупает, крестьяне уже ревут, – говорит генеральный директор Агрофирмы «Труд» Владимир Юшков. – Вот один простой пример. Мне говорят, что у меня под фермой стоимость участка возросла в 56 раз. Что там под ней? Нефть, золото, алмазы? Если она такая дорогая – так купите ее за такую сумму? У меня на ней стоит ферма, там 400 голов скота – на мясо и молоко. С какого праздника она в 56 раз выросла? Это целая проблема! К тому же у многих крестьян технология удобрения не выдерживается, земля становится все хуже и хуже. И, с одной стороны, мы хотим понять ее стоимость, но это очень не просто. Она не окупается, должны быть какие-то дополнительные коэффициенты. Нужно разработать систему, вдумчиво подойти к вопросу. А вовлечение 1 га земли под сельхозназначение сейчас обходится в 25-30 тысяч рублей. При этом на то, чтобы земля начинала давать прибыль – уходит не один год. Считаю, что на вновь вовлеченные земли нужно ввести льготную налоговую ставку на 5-10 лет».
Кроме того, экспертов заинтересовало, во сколько обойдутся бюджетные оценщики и скажется ли изменение на налоговых сборах.
«Создание бюджетных учреждений для кадастровой оценки во всех регионах обойдется федеральному бюджету примерно в миллиард рублей, – говорит член совета по предпринимательству при губернаторе Пермского края Тимур Шарипов. – Необходимо понимать, если мы недополучаем денег в бюджет, что сколько? По моей информации план по земельным доходом перевыполняется». Хотя, по словам министра Николай Гончаров, в Пермском крае есть база для создания государственного учреждения для кадастровой оценки и в Прикамье особых затрат не будет.
Если смотреть на планы и налоговые поступления от использования земель в 2012–2014 годах, то, действительно, никакого серьезного изменения не произошло. Например, в Перми при переоценке, наоборот уменьшился план по сбору налогов. Дело в том, что в два-три раза снизилась кадастровая стоимость земель под гаражами и стоянками, которых в городе очень много. По мнению пермского бизнес-омбудсмена Вячеслава Белова, только на словах получается, что поступающие в бюджет налоги напрямую зависят от кадастровой стоимостью. Эту мысль подтвердила и Оксана Полыгалова, отметившая, что общая база всей земли в Пермском крае с 2009 года выросла в цене всего на 8%.
Однако, по данным УФНС России по Пермскому краю, в 2015 году поступления за счет земельного налога в Пермском крае составили 4 003,5 млн рублей, и это на 558,3 миллиона меньше, чем в 2014 году. Разница связана с изменениями в законодательстве и оспариванием кадастровой стоимости.
Количество налогов можно было бы увеличить за счет ввода новых земель и выявление недооформленых земельных участков, но на это на местах не всегда хватает денег. Также есть проблемы и у бизнеса. Например, с переводом участков из одной категорий в другую. Даже если это приведет к увеличению кадастровой стоимости, для региональных и федеральных земель данная процедура практически не работает. При этом и коэффициент для тех, кто арендует землю на федеральной территории, крайне завышен.