В Пермском крае один за другим закрываются «окна жизни». Недавно активисты обнаружили, что беби-бокс в добрянской больнице наглухо заколочен. В медучреждении им сообщили, что это сделано по указу краевого минздрава. Организаторы «окон жизни» считают это диверсией и провокацией со стороны Родительского всероссийского сопротивления. РВС эти обвинения отрицает. Кто же дал распоряжение о закрытии беби-боксов? В запутанной истории разбирался корреспондент 59.ru.
Активист пермского отделения Родительского сопротивления Сергей Вилисов обнаружил, что беби-бокс в центральной больнице Добрянки не работает. По сведениям активистов, закрыт он был еще осенью. Напомним, беби-бокс или «окно жизни» – это устройство, куда родитель может анонимно отдать своего ребенка. Установкой таких устройств занимается фонд «Колыбель надежды» с целью профилактики убийства новорожденных матерями. В Перми такое «окно» появилось в ноябре 2011 года, а в Добрянке весной 2012 года. В обществе тут же поднялась волна протеста. Так, например, уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов считает, что беби-бокс нарушает закон, по которому каждый ребенок имеет право знать своих родителей. В организации «Родительское всероссийское сопротивление» также считают, что беби-боксы не нужны и даже вредны. «Они провоцируют отказ от детей, соблазняя анонимностью и отсутствием ответственности, а также они могут быть использованы для сокрытия убийств или продажи детей», – и это лишь два из десятка тезисов «против», которые приводят в организации.
«3 февраля 2016 года активисты РВС были в Добрянке (по одному ювенальному случаю) и по пути посетили городскую больницу, где был установлен беби-бокс, – рассказали в пермском отделении РВС. – По прибытии на место выяснилось, что ящик заколочен и не работает с осени. Как пояснила сотрудница больницы, из краевого минздрава пришло гневное письмо, запрещающее дальнейшее использование беби-боксов». Заместитель главврача добрянской больницы Елена Проскурина подтвердила, что беби-бокс действительно закрыт, правда по каким причинам и с какого времени ответить не захотела. По «удачному» стечению обстоятельств главный врач второй день на выездных совещаниях.
Глава фонда «Колыбель надежды» Елена Котова назвала закрытие «окна жизни» диверсией и сообщила, что в минздраве даже не знали об этом. «Это была такая диверсия родительского сопротивления. Они написали письмо со всякими угрозами на имя врача и просто ввели в заблуждение руководителя лечебного учреждения. На самом деле никаких распоряжений от министерства здравоохранения не было, более того, мы договорились, что мы сохраняем беби-бокс в Добрянке, Березниках и открываем в Перми», – говорит собеседница. Краевой минздрав пока решил взять паузу и, видимо, подготовить обстоятельный ответ по ситуации.
Родительское всероссийское сопротивление категорически отрицает свою причастность к инциденту. «Вы могли видеть, когда мы подошли к данному ящику для выкидывания детей, из здания больницы к нам вышла женщина, представившаяся сотрудником учреждения. Именно она сказала нам про то, что осенью пришла бумага из минздрава с требованием ящик закрыть. Как сами можете видеть, мы сами думали, что он работает, и были удивлены, когда нам сообщили, что это не так. В Добрянскую больницу мы ничего не писали, это какие-то выдумки Елены Котовой. Обратите, пожалуйста, внимание – данный случай выявил, что беби-боксы в действительности никто не контролирует», – ответил на обвинения в диверсии глава пермского отделения РВС Алексей Мазуров. Активисты Родительского сопротивления письма, конечно, писали, вот, например, одно из последних в самом конце года было адресовано главе краевого минздрава Ольге Ковтун. Правда, в нем были общие слова о ситуации с беби-боксами.
По словам Елены Котовой, в ближайшее время в Перми должно появиться новое «окно жизни» взамен того, что в прошлом году закрылось в клинике «Медлайф». Правда, оно будет уже установлено в городской больнице, пообещала собеседница. Всего за время работы «окна жизни» в Перми в него попали пять детей. В Березниках и Добрянке пока ни одного. «Колыбель надежды» также занимается установкой боксов и в других регионах страны. Всего по России они установлены более чем в двух десятках городов. Но, например, в Кирове новый беби-бокс был закрыт по требованию прокуратуры.
Защитники и противники беби-боксов высказались. Сейчас все ждут только одного – реакции властей.