Снег и лед на пермских улицах нередко становятся причинами автомобильных пробок и серьезных увечий для пешеходов. Но, несмотря на многочисленные жалобы пермяков, горадминистрация не торопится решать проблему. При этом подрядчики продолжают получать деньги за содержание дорог и тротуаров. На что уходят наши налоги и как разорвать этот порочный круг, рассказывает член Общественного совета при ГУ МВД Пермского края Илья Лисняк.
– С чего началась ваша работа в Общественном совете при ГУ МВД Пермского края?
– Пермский молодежный центр, который я возглавляю, уже давно работает с МВД Пермского края. В этом году двое представителей центра, включая меня, вошли в общественный совет при Главном управлении и с января мы начали работу.
– В чем заключается эта работа?
– У нас есть восемь совместных проектов, начиная от наставничества, когда волонтеры работают с детьми из группы риска или занимаются повышением финансовой грамотности горожан. Но самая обширная наша работа связана с развитием гражданского контроля в Пермском крае. Мы разрабатываем конкретные механизмы такого контроля в разных сферах, привлекаем общественные организации к этой работе. Здесь стоит особо отметить такие проекты как: «Стоп алкоголь», «На игре» и, пожалуй, самый удачный проект «Дорожный вопрос».
– Расскажите о них подробнее.
– «Стоп алкоголь» – это система гражданского контроля розничной продажи алкоголя в части соблюдения 171-го федерального закона. В первую очередь это недопущение продажи алкоголя несовершеннолетним. Мы проводим контрольные закупки с привлечением молодых активистов и сотрудников полиции, выявляем торговые точки, где спиртное продают детям. Кроме того, занимаемся проблемой ночной продажи алкоголя и торговли спиртными напитками без лицензии. Сейчас активно развиваем контроль за продажей контрафактной алкогольной продукции, которой на полках пермских магазинов появляется все больше.
Проект «На игре» – это гражданский контроль за незаконным игорным бизнесом. В последнее время в Перми открывается много лотерей, дилинговых центров и центров продажи ценных бумаг, которые по факту являются организаторами азартных игр. Мы выявляем такие заведения, проводим контрольные закупки, доказываем их игорную деятельность, после чего полиция изымает игровое оборудование.
– По словам активистов из «Гражданско-правового контроля», доказать факт организации азартных игр очень трудно. Как вы справляетесь с этим?
– Действительно, доказать, что конкретное заведение ведет игорный бизнес, сложно. Поэтому, помимо рейдовых выездов, работа активистов проекта «На игре» связана с глубоким изучением нормативной базы, привлечением экспертов и, как следствие, выдвижением инициатив по изменению законодательства, регулирующего сферу азартных игр.
– Вы упомянули проект «Дорожный вопрос» и назвали его наиболее удачным. В чем он заключается?
– Этот проект мы запустили в прошлом году, заключается он в гражданском контроле содержания городских улиц. В летнее время, когда можно проводить ремонт дорожного полотна, наши активисты выявляют проблемные участки, где есть ямы или колейность. Делают замеры специальными приборами, составляют акт гражданского контроля и добиваются от подрядчиков и администрации устранения этих дефектов. За прошлый сезон нам удалось восстановить 87 поврежденных участков.
– А зимой?
– В зимнее время проект посвящен контролю уборки снега на проезжей части и наледи на тротуарах. Все мы замечаем, какая каша и гололед у нас на дорогах. При этом подрядчики в ежедневном режиме получают деньги за очистку улиц от снега и льда. Мы выявляем основные «болевые точки» в городе, ориентируясь на жалобы пермяков. Далее наши активисты выезжают на место, документально фиксируют эти факты и направляют их в администрацию для принятия мер.
– То есть, вы привлекаете к своей работе горожан?
– Да, мы в ежедневном режиме собираем фотографии улиц в соцсетях, которые присылают жители города в наш паблик и другие сообщества. Десятки сообщений приходят на электронную почту. Из-за большого количества обращений мы разбили нашу работу по районам города. В каждом районе есть свой координатор, который собирает информацию от жителей и передает ее в отдел благоустройства района.
– Сейчас вы ведете эту работу совместно с правоохранительными органами?
– Совершенно верно, благодаря сотрудничеству с краевым МВД наша работа стала намного эффективнее. Раньше мы влияли на ситуацию только рычагами гражданского контроля. Активисты выезжали, фиксировали недочеты, направляли претензии в администрацию и ждали 30 дней решения чиновников. Сейчас каждый наш выезд сопровождает сотрудник ГИБДД. Он на месте составляет предписание по устранению обнаруженных дефектов. Подрядчик обязан выполнить такое предписание в течение 10 дней, в противном случае ему выпишут штраф до 300 тысяч рублей. Такие штрафы подрядчик будет получать до тех пор, пока он не залатает яму или не уберет снег и наледь с дороги. За этот сезон сотрудники полиции уже составили несколько десятков административных протоколов.
– И это возымело действие?
– Конечно. Не всегда это действует с первого раза, но все равно подрядчик понимает, что ему проще очистить дорогу или тротуар от наледи, чем постоянно платить за них по 300 тысяч рублей. Кстати, недавно такой штраф выписали администрации Перми. Выплачивать его обязано юрлицо, то есть горадминистрация, возглавляемая сити-менеджером. Несколько подобных штрафов получили практически все районные администрации города.
– Однако системно проблема не решается?
– Нет, потому подрядчики получают деньги за каждый день нормативного состояния дорог. Вы много знаете улиц в Перми, которые находятся в нормативном состоянии?
– Начнем с того, что я не знаю нормативов. Но субъективно, как потребитель этой услуги, я считаю, что содержание наших улиц далеко от идеального, если не сказать больше.
– Я вам могу сказать, зная нормативы, что в Перми им соответствуют только 10% улиц. В основном это улицы в районе Ленина, 23 и Ленина, 51, там, где находится администрация. Остальные улицы – более 90%, не соответствуют нормативам. Но, как я уже говорил, подрядчик получает деньги независимо от того, провел оно какие-то работы или нет.
В текущем моменте мы можем это изменить только регулярной фиксацией фактов ненадлежащего содержания улиц и требовать от администрации их устранения. Но проблема гораздо глубже. Необходимо менять подход к содержанию улиц, установленный гордумой в 2008 году.
Как изменились подходы к содержанию городских улиц в 2008 году и как вернуть прежнюю систему, вы узнаете из нашего видеосюжета.