Пермяков пугают санкциями за просрочку платежей за капремонт и другие жилищно-коммунальные услуги. Однако даже те, кто оплачивает квитанции вовремя, жалуются на низкое качество услуг.
Решит ли повышение пени проблему долгов в сфере ЖКХ? Выполняется ли в Перми программа по капремонтам? Какое количество управляющих компаний оптимально для города? Об этом Dom.59.ru поговорил с руководителем региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Максимом Зубаревым.
– Максим Валерьевич, здравствуйте. Одна из главных проблем ЖКХ – долги перед поставщиками ресурсов. В связи с этим ужесточаются санкции к неплательщикам. Решит ли это, по вашему мнению, проблему?
– Почему-то считается, что долги возникают из-за того, что собственники не оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Но последние исследования показывают, что собственники оплачивают порядка 95–98% счетов. Зато, когда их деньги идут к поставщику, возникают различного рода посредники в виде расчетно-кассовых центров, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и всех остальных. У ресурсоснабжающих организаций часто есть собственные посредники, которые собирают платежи, но до самого производителя ресурса деньги не доходят. А что касается жилищной услуги, то уже давно понятно, что основная проблема в недоремонте не из-за долгов жителей, а из-за перекрестного субсидирования. Деньги жильцов идут на оплату других счетов управляющих организаций, штрафов и так далее. При этом государство создало такое количество контролирующих органов, что люди в них не могут разобраться, а те не могут напрямую повлиять на управляющие организации. К чему все это приводит? Очередь посредников и каша в голове у людей доносится до депутатов различного уровня, те применяют различные нормы понуждения собственников к оплате, хотя это не совсем объективно. И даже последняя норма с повышением пени с 1/300 до 1/175 от ставки рефинансирования действенной меры не покажет. По моему мнению, нужно уходить из системы расчетных центров при управляющих компаниях и ресурсоснабжающих организациях. Это куча посредников и административного аппарата, который мы с вами содержим. Нужно думать о других механизмах.
– Каких механизмов, например?
– Я думаю, что скоро придет система, аналогичная той, которую сейчас внедряют с общественным транспортом. Будет платежная карточка и личный кабинет, в котором будешь видеть все начисления и сколько каких ресурсов ты потратил. Все-таки живем в XXI веке, технологии скоро придут и в эту сферу. В некоторых субъектах Российской Федерации это уже развивается. Например, в Краснодарском крае. Планируется и в Московской области запустить такую систему. Думаю, и до нас дойдет. Но важно помнить, что мало «свалить» существующую систему, нужно знать, что взамен предложить. Пока готовой структуры нет. А значит, надо ее продумывать.
– То есть новая система штрафов введена преждевременно?
– Я всегда придерживался той же политики, которую сейчас проводит Минстрой РФ в лице Андрея Чибиса и Михаила Меня. Надо переходить от разговоров к действующим мерам, перестать говорить и начать пробовать. Мы столько уже на реформировании ЖКХ, и столько уже в этой сфере экспертов развелось, что люди путаются. Надо уже и это отсекать, а просто пробовать, выносить потом на публичное обсуждение, если мера не заработала – отменять, но взамен предлагать что-то новое. Думаю, и систему штрафов новую проанализируют, и если она не будет действовать в этом виде, доработают. Идеального лекарства никто не придумает. Можно долго обсуждать, но мое мнение – надо пробовать. И нужно публично объяснять, зачем это делается.
– Тем не менее, даже не говоря о долгах, качество обслуживания со стороны управляющих компаний, например, содержания двора в зимнее время, многих не устраивает. А когда заходит вопрос о смене УК, люди не знают, на кого менять – недоверие ко всем. Есть ли выход из этой ситуации?
– Сейчас наша рабочая группа плотно сотрудничает с главой администрации Перми Дмитрием Самойловым по поводу улучшения качества работы управляющих компаний. Мы от регионального штаба ОНФ уже свои предложения высказали. Дмитрий Иванович считает, что все должно быть идеально в данной сфере, а потому предложил разработать идеальную схему управляющей компании. Понятно, что ее в один момент не сделать, но попробовать можно. На базе департамента ЖКХ сейчас рабочая группа занимается проработкой вопроса. Туда вошли представители ресурсоснабжающих организаций, надзорные органы, представители администраций районов. Там, правда, нет представителей управляющих организаций, но, может быть, на начальном этапе они и не нужны.
– Ранее Дмитрий Самойлов предлагал сократить количество управляющих компаний в Перми. По вашему мнению, каково оптимальное количество управляющих организаций для нашего города?
– В каждом районе должны быть управляющие компании, отвечающие за разные категории жилья. Например, старый фонд невыгодно содержать, так пусть для них будут какие-то субсидии предусмотрены. Когда я был начальником управления ЖКХ Перми, у меня было восемь жилищных служб. Почему мы тогда от этой системы ушли? Это было бремя для бюджета. Это была неуправляемая система, которая ежегодно отнимала из бюджета от 300 до 500 миллионов рублей. Предложили все отдать в рынок. Но та модель, которая была тогда принята, привела к хаосу. И хаос произошел не между управляющими компаниями, так как бизнес всегда между собой договорится, а в голове у людей. Почему больше всего жалоб по теме ЖКХ возникает? Потому что никто лишний раз не зайдет ни на какой портал и не прочитает, что там написано, не будет читать Жилищный кодекс или правила. Законодательство очень громоздкое. И этим УК пользуются.
Однако есть и еще одна проблема – отсутствует институт управленцев. В 2007 году ликвидировали жилищные службы, средний возраст руководителя был 50–55 лет. Часть из них стала работать в управляющих компаниях. Но после себя они никого не научили, как работать с жилищным фондом. С другой стороны, на рынок пришли те, кто увидел, где можно заработать, карманы набили, а управлять так и не научились. Мало было управление домами отдать в рынок, надо было обучать людей. А где у нас хотя бы довузовское образование? И в высших учебных заведениях не учат этому. В Перми специалистов создает рынок. Сейчас сити-менеджер Перми сейчас как раз и предлагает научить – как нужно управлять.
– А решить проблему с кашей в головах населения как-то можно?
– У нас есть идея: создать проект, в рамках которого детям будут рассказывать что такое ЖКХ. Есть же уроки безопасности жизнедеятельности на уровне «по коридору не бегай», «дорогу переходи на зеленый свет» и так далее. Можно рассказать детям о том, сколько ты сожжешь электроэнергии, когда подогреваешь чайник, как элементарно экономить ресурсы. Это простая элементарная культура. Не пугать, что, если не заплатишь, к тебе придет судебный пристав, а объяснять, как правильно относиться к своему дому: не разбивать плафоны, не гадить в подъезде. Мы не будем гадить – будем меньше тратить на содержание уборщицы. Не будем поджигать в лифте кнопки – его не придется менять. Мы же сами создаем в подъезде неприятную среду – и об этом надо рассказывать с детства. Двор – это общая территория, на ней можно не мусорить, а праздники проводить. Раз мы, взрослые, в себе отношение к собственности не можем поменять, то надо формировать новый взгляд на жилье у детей.. После таких уроков кому-то дети и внуки помогут разобраться с вопросами платежей, помогут найти что-то в Интернете. Пенсионеры плохо видят и слышат, а молодежь может помочь. А, может, кто-то и работать в этой сфере захочет, не все же будут топ-менеджерами крупных компаний. Считаю, что, если подобные инициативы сверху буксуют, то надо на общественных началах снизу идти. А то у нас люди привыкли – сразу начинают писать президенту: «Наведите порядок!» А сами даже разобраться не пробуют, не то что научиться чему-то.
– Для многих загадкой остается вопрос с капремонтом. Сейчас неплательщиков пугают судом. А сама программа исполняется?
– Никто не отслеживает у фонда капремонта исполнение краткосрочных и долгосрочных программ. Те же претензии по неплатежам, которые были выставлены, касаются в основном краткосрочной программы 2015 года. Это 206 домов, по которым не были собраны все денежные средства, но были прописаны источники финансирования. Я думаю, что как раз по этим домам и были выставлены претензии к неплательщикам. По другим домам анализ показывает, что претензии не приходили. Поэтому я считаю, что, если мы хотим видеть собираемость и выполненные капремонты, надо чаще обращаться к ресурсу краткосрочной программы. Вот сейчас составляется список на 2016 год по Перми, но идет нестыковка по краткосрочной программе. Еще осенью прошлого года фонду и администрации говорили: проанализируйте оценку техсостояния тех домов, которые вошли в краткосрочную программу по первым периодам. Депутаты даже в прокуратуру по этому поводу обращались. Но техсостояние никто не проверил. Сейчас по Перми 165 домов согласовали по инициативе фонда на основании того, какая собираемость. И они настаивают, чтобы власти откорректировали утвержденную еще в в 2014 году краткосрочную программу в 1,5 тысячи домов на 2016 год, где порядка 900 домов были в Перми.
– Из-за этого могут быть проблемы с самими ремонтами?
– Что будет дальше? Фонд капремонта и департамент ЖКХ согласовывают 165 домов, потом уведомляют собственников, которые должны будут собрания провести и передать решения назад в департамент, потом решение передают в фонд, потом в министерство, там всю информацию смотрят, передают назад в фонд, оттуда опять в департамент ЖКХ... Сейчас на дворе уже февраль. А значит, у нас опять начнутся капремонты в октябре. Ели даже быстро проходить обрисованную мной схему, это будет октябрь-ноябрь. А потом нам опять будут говорить, что мы, эксперты ОНФ, только плохое в результатах работы видим. А что мы имеем по итогам 2015 года? Недоремонты по всей Мотовилихе. Без оценки техсостояния заявки рисуют, проекты рисуют, подрядчиков выделяют. Это как с состоянием дорог. Почему нельзя подготовиться заранее? Но у чиновников постоянно в конце года нет денег на информационную работу с собственниками, кончается бумага в принтере и так далее. Зачем в фонде капремонта штат в 150 человек? Надо сразу говорить: да, есть дырка в бюджете, давайте его пересматривать.
При этом в конце прошлого года власти города отчитались перед депутатами, что около 59 миллионов рублей, которые городу дали для софинансирования капремонта, не были освоены только из-за того, что собственники не собрали 30%. А почему нельзя было раньше сказать: «Уважаемые собственники, у меня есть много денег, вставайте в очередь». Люди бы пришли.
– Также у фонда капремонта Пермского края постоянно меняются руководители...
– Да, идет чехарда с назначениями, руководители фондов меняется. Но если проанализировать состав штата из 150 человек – там все «свои да наши». Все действуют в своих интересах, кто бы ни встал во главе. Никто туда не хочет идти работать. Так сделайте другую конфетку, проведите акцию, например, «даем миллион рублей директору фонда, который продержится год». Могут же быть нестандартные решения? Я уверен, что у нас есть в Перми и хорошие директора УК и председатели ТСЖ, которые смогли бы навести порядок, но сейчас на эту работу никто пойдет.
– Вернемся к качеству капремонтов – в чем с ним проблема?
– Чтобы оценить капремонт, надо изначально знать техсостояние дома. Но у нас его не проверяют, строительные нормы и правила нарушают, нормативные документы не делают. Работают на основании актов весенних-осенних осмотров дома. По факту все происходит на уровне установки маячков. Но даже процесс слежения за ними в журналах никто не отражает. При этом происходит чехарда и с советом дома, и со старшими по домам. Пока пять-шесть месяцев согласовывается капремонт, люди уходят. А потом новому старшему по дому показывают акт завершенных работ, а он просто не в теме. Также в доме не хранится техническая информация. УК меняются, и, куда исчезают документы, отследить сложно. Кто из жильцов может сказать, как выглядит технический паспорт дома? Кто что менял и перестраивал? Почему не работает вытяжка и когда стал глубже подвал? А пул подрядчиков на поверку оказывается старыми подрядчиками тех же УК. Они приноровились на конкретный вид работы, получили доступ в СРО, что-то сделали, переименовались, снова начали работать. Думаю, надо какой-то финмониторинг за такими компаниями вести. Кстати, есть предложение со стороны ОНФ – сформировать реестр тех, кто уже делает капремонты, доступный для населения. Также хочу отметить, что в нарушениях не всегда виноват подрядчик. Проекты, по которым делают работы, никто не сверяет с требованиями. А у нас рисуют красиво только на бумаге. А потом крыши ветром сдувает.