История об убийстве в Москве няней-мигранткой своей подопечной взволновала пермяков. Краевые политики требуют проверить психическое здоровье мигрантов, работающих с детьми. Такой шаг, по мнению детского омбудсмена, может привести только к одному – возбуждению межнациональной розни. Корреспондент 59.ru решил разобраться,насколько контролируется сегодня «институт нянь» в Прикамье.
Первая реакция на события в Москве поступила от пермского отделения партии ЛДПР. Психическим здоровьем трудовых мигрантов, которые работают с детьми, озадачился и.о. координатора партии ЛДПР в Прикамье Олег Постников. Как сообщил корреспонденту 59.ru его помощник Сергей Ильин, от партии ЛДПР в разослано письмо во все контролирующие органы с требованием проверить приезжих. «Тысячи россиян оставляют своих детей на попечение таких нянь, работников дошкольных учреждений, – говорит в письме Олег Постников. – И если мы не можем точно быть уверены в том, чему они учат наших детей, то, как минимум, обезопасить обязаны. Мы должны быть уверены в том, что произошло сегодня, не может повториться в принципе».
История, шокировавшая не только партию ЛДПР, но и всю Россию, произошла в понедельник, 29 февраля, в Москве. Днем москвичи стали очевидцами сцены: женщина, одетая во все черное, пришла к станции метро «Октябрьское поле» достала из пакета голову ребенка. До приезда оперативников, по словам очевидцев, женщина ходила около входа в метро около десяти минут, при этом кричала «Аллах Акбар» и грозилась взорвать себя. По данным ТАСС, эта женщина полтора года работала няней в семье москвичей, которые, по их собственным словам, были вполне ей довольны. В Россию она приехала из Узбекистана. По версии следствия, утром 29 февраля няня подожгла квартиру и обезглавила ребенка, за которым присматривала, после чего вынесла его голову на улицу. Сейчас следователи устанавливают причины произошедшего. По одной из версий, женщина совершила такой поступок после того, как узнала, что ее муж готов взять вторую жену. Позже федеральные СМИ сообщили о том, что женщина долгое время проходила лечение по поводу шизофрении.
«Произошедшее в Москве – трагично и ужасно, – говорит детский краевой омбудсмен Павел Миков. – Однако тотальная проверка мигрантов может привести к напряжению в межнациональной обстановке. Поэтому инициативу ЛДПР я однозначно не поддерживаю и полагаю, что она может повлечь за собой разжигание межнациональной розни. Больных людей можно встретить не только среди жителей Средней Азии, но и из России, Украины, Белоруссии и так далее. Такие инициативы тем более не должны поддерживаются контролирующими органами, потому что они могут привести к большим последствиям нежели то, что произошло в Москве».
В пермском мухтасибате, тем временем, инициатива ЛДПР также восторгов не вызвала. «В региональном духовном управлении мусульман Пермского края в составе ЦДУМ России известие о произошедшей в Москве чудовищной трагедии восприняли с чувством искреннего сочувствия всем пострадавшим, – сообщили 59.ru в центре. – Мы все скорбим о погибшей девочке и разделяем боль ее родителей. Правоохранительные органы и суд определят вину фигурантки этой трагедии и, уверены, вынесут адекватный случившемуся законный вердикт. В том числе, в рамках судебной процедуры, проверят обвиняемую на вменяемость в момент совершения этого тягчайшего преступления и сделают соответствующие выводы. По поводу упомянутой инициативы могу лишь усомниться в ее законности и целесообразности. В пермских психоневрологических учреждениях проходят лечение представители самых разных национальностей, и ни у кого до сих пор не возникало мысли установить их национальную или религиозную принадлежность и на этом основании проверить всех представителей соответствующей национальности или конфессии. От психических расстройств не застрахован ни один из нас, согласитесь».
Отметим, что по законодательству для осуществления официальной трудовой деятельности мигранту необходимо получить патент. В рамках получения разрешения они должны пройти медкомиссию, в том числе психиатра и нарколога. В краевом УФМС затруднились сказать, сколько мигрантов сегодня официально получили патент на осуществление педагогической деятельности, и попросили сделать запрос. Однако анализ УФМС в 2015 году показал, что в основном иностранные работники задействованы в узком сегменте рынка труда, связанном со строительством, деятельностью домашних хозяйств и в перерабатывающем производстве. Как правило, заявленные профессии относятся к категории, где не требуется особая квалификация и является низкооплачиваемой (подсобные работники, грузчики, плотники. – Прим. ред.).
По словам директора пермского краевого фонда «Мигрант» Сергея Морозова, среди мигрантов не распространена работа в педагогической сфере. «Обычно, если они и осуществляют подобную деятельность, то внутри своей диаспоры, могут и свой какой-нибудь нелегальный детский сад организовать и там работать, но я ни разу не сталкивался с тем, чтобы семьи в Прикамье нанимали себе няню-мигрантку, – говорит собеседник. – Что касается патента, то мигранты обязаны пройти медкомиссию, которая включает врача-психиатра, но там все достаточно поверхностно. К примеру, если мигрант оказался шизофреником и не упомянул об том, то врач может и не догадаться».
Между тем опрошенные корреспондентом 59.ru начальники агентств по набору нянь Перми сообщают, что по-разному относятся к перечню документов, которые должны предоставить нанимателям о сотруднике. С мигрантами агентства в основном не работают – предпочитают исключительно россиян. Кстати, фирм по набору нянь в Перми не так уж и много. Нам удалось насчитать пять агентств, которые занимают подборкой «домашнего персонала» – нянь, гувернанток, домработниц и так далее.
«Мы предоставляем дополнительные данные о работнике по требованию клиента – справка от психиатра или нарколога, но если таких вопросов не возникает, то нет, – рассказала начальник агентства «Приятные хлопоты» Виктория Черенцова. – Думаю, что трагические события не смогут "подорвать" рынок. В отличие от Москвы у нас город находится на периферии, и рынок нянь немного иной, нежели в столице. Люди разные. Если один раз купили испорченный кефир, то это не значит, что больше не будете покупать. Все будет зависеть от агентств».
«За 15 лет работы в этой сфере могу сказать, что изначально люди очень осторожно относились к этой профессии, а сейчас они спокойно выбирают няню, в том числе и через Интернет, – рассказала директор агентства «Ладушки» Надежда Баяндина. – Мы со своей стороны очень строго подходим к отбору кандидатур. Прописка, санитарная книжка, документы об образовании, справки из психоневрологического диспансера, что он не состоит на учете, – все это требуется. Кроме того, необходимы рекомендации и личное общение с человеком – нужно его узнать. Правила поведения работника прописаны в договоре, который он подписывает. Мы проводим инструктаж по технике безопасности и работе с ребенком. Также заключается договор с семьей, где прописываются риски».
Как сообщили 59.ru в агентстве по занятости населения Перми, в настоящий момент профессии «няня» официально не существует. По сути, няня – это специально подготовленный профессионал в области ухода за детьми. Однако при составлении Трудового кодекса такая профессия правовыми специалистами не учитывалась. Как выяснилось, через агентство по занятости люди няню не ищут – там нет ни одной соответствующей вакансии. Правда, в Интернете можно найти себе няню, не прибегая к услугам агентств, но родители делают на свой страх и риск.
«Данная деятельность не относится к официальной работе в государственных или муниципальных учреждениях, поэтому вся ответственность за состояние здоровья работника, опыте работы и отсутствия судимости ложится на его работодателя – то есть агентства, которые занимаются поисками нянь, или же самих родителей, которые ищут работника самостоятельно, – заметил омбудсмен Павел Миков. – К сожалению, на данный момент этот рынок не регулируется и находится в так называемой "серой зоне" в отличие от тех же частных учреждений, которые получают лицензии, – к примеру, детские сады, и подлежат контрою со стороны государства».