Поход на блошиный рынок может быть интереснее, чем экскурсия, и азартнее, чем спорт. В Перми это еще и крупнейшая площадка покупки-продажи-обмена произведений искусства и старины, место встречи коллекционеров и дизайнеров. На первый взгляд кажется, что попал на переработку металла: тут же продают трубы, ржавые ключи, велосипедные рамы. Но стоит приглядеться и пройти чуть дальше – наткнешься на стройные палатки блошиного рынка.
Найти рынок просто, он находится на правой стороне, если ехать из центра города по Шоссе Космонавтов. Расположен он чуть дальше ЦКР, за надземным переходом. Традиционно называется «Металлорынок». Приходить стоит в полдень в выходные – в это время здесь больше всего продавцов и покупателей. Аудитория разношерстная: кто-то приходит избавиться от ненужного старья, кто-то – найти уникальную вещицу для коллекции. Есть дизайнеры, которые стремятся украсить интерьер за меньшие деньги. Ходят на рынок и за атмосферой: в одном месте, кажется, собрались все эпохи – виниловые проигрыватели 60-х, игрушки из киндеров 90-х, мебель 19-го века.
Прилавки завалены разноцветными жестяными коробочками с мелочёвкой. На столах ютятся плюшевые игрушки, железные инструменты, коробки с «киндер-сюрпризами», объективы. Взгляд натыкается на репродукцию «Мадонны Коннестабиле» Рафаэля в старинной рамке. На прилавках дорогих товаров не увидишь: люди фактически продают то, что имеют. Много посуды, подстаканников, несколько чугунных самоваров. В груде мусора на земле рядом лежат сломанные микросхемы, старинные механические швейные машинки, термосы, провода и ржавые гаечные ключи. Машинки, кстати, в идеальном состоянии. Так, швейная машинка ПМЗ 1956 года выпуска (на фотографии – черная), хоть и рабочая, с механическим приводом, а продается очень дешево. Такие машинки выпускались миллионными тиражами и, наверняка, в чулане или кладовке есть во многих семьях.
Многие сокровища можно найти под крышей – в лавках коллекционеров. В одной из таких сразу можно наткнуться на внушительный буфет. «18-го века, времен Генриха VI (Генрих VI жил и правил в 15 веке. – Прим. ред.), стоит – 250 тысяч», – комментирует продавец. В лавках аудитория другая. В их полумрак заходят в основном коллекционеры или искатели хорошего качества. В лавках ведется строгий отбор товара.
«Каждый предмет необычен, здесь нет случайных вещей. Мы тщательно отбираем каждый предмет. А необычность предмета определяет покупатель из того, что он сам хочет найти», – рассказывает продавец Эдуард. На стене рядом с ним висит старинное изображение головы святого, рядом с пионерскими галстуками и головами оленей.
Такие вещи очень специфичны. Мало кто придет в лавку и спросит, нет ли в продаже медицинских очков, вымпела «Всероссийских социалистических соревнований 1983 года» или постера с Мэрилин Монро и автографом музыканта Дина Рида.
Среди редкостей: старинный будуарный светильник, модернизированный для использования электрических лампочек. «Когда его нам принесли, он был весь грязный, мы долго соскабливали грязь с него. Конструкция предполагает, что внутрь вставляется свечка, но мы его переделали под электрические лампочки. Их всего два выпущено было, надеемся, что и второй к нам когда-нибудь придет», – мечтательно рассказывает владелица лавки Светлана.
Некоторые вещи не привлекают взгляд и раскрывают свою сущность лишь в руках коллекционера – например, фарфоровая кружечка. Фарфор необыкновенно легкий, почти невесомый. На донышке кружки стоит герб российской империи с подписью «Товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова». Знаменитый кузнецовский фарфор нынче очень ценен, хотя был период в истории, когда посуда эта считалась пошлой – отсюда и уничижительное прозвище «кузнецовщина».
Посуды в лавке много. Есть целая серия фарфоровых тарелочек, эмалированных блюдец и расписанных чаш. На полках стоят классические граненые стаканы в подстаканниках всех мастей: серебряные, бронзовые, из нержавейки. Среди стаканов нашелся рог изобилия из фарфора на охотничью тематику. Расписанный золотом, с фигурками псов, преследующих оленя, такой рог ставится на подставку и стоит на полке для украшения, а не в качестве посуды.
В лавку приходят и любители ретро. В продаже имеются несколько патефонов и виниловых проигрывателей. Коллекционер Светлана хвастается недавней находкой – в лавку принесли патефон в идеальном состоянии. На крышке – клеймо ленинградской артели «Граммофон», в идеальном состоянии, рабочий. Выпускалась эта модель еще до войны, в 30-40х годах. Кстати, музыкальные коллекционеры найдут несколько сотен виниловых пластинок на любой вкус. Истинные музыкальные ценители же обратят внимание на экземпляр оперного либретто Амбруаза Тома «Миньон» издания 1890-х годов.
Любители литературы найдут на блошином рынке старинные издания в идеальной сохранности. Для примера выставлены книги середины 1960-х: «Мотоциклы К-125 К-175», «Домашнее хозяйство», «Охотничьи собаки». А сколько еще интересного можно найти в глубине полок.
Среди прочих лавочных чудес – старинные «дедушкины» часы с маятником, к ним – коллекция ретро-будильников для разнообразия интерьера. В маленькой каморке на вешалке висят старинные пиджаки. В лавках тоже игрушек много, но они не обычные. Например, белому медвежонку уже больше 60 лет! «Старых медведей, которых делали еще до 50-х годов, мы определяем по деревянным носикам. В более новых игрушках носики пластмассовые», – рассказывает Светлана. На полке стоят солдатики – искусно выполненные чугунные и металлические модельки, раскрашенные вручную генералы, рыцари и офицеры.
Выходишь из лавки, и снова попадаешь на маленькую свалку с сокровищами. Чтобы обойти и рассмотреть все понадобится пара часов. У многих продавцов цена не фиксированная, еще можно поторговаться за понравившуюся побрякушку. Нужно только привыкнуть, что посетители – люди разного достатка.