Город Гопники уже не мешают нам жить

Гопники уже не мешают нам жить

Пермь – родина «реальных пацанов», которых в народе прозвали «гопниками». Но кто они такие и почему популярны в массовой культуре? Хрестоматийных пацанов с района в «адиках» и с «семками» найти все сложнее. Однако мифы о них до сих пор будоражат воображение творческой интеллигенции. Что об этом думают эксперты и пацаны, в материале 59.ru.

Социальный феномен «гопничества» возник в период перестройки. Он быстро приобрел характерные черты, оброс анекдотами и гармонично вписался в новую российскую действительность. Традиционно гопников представляют, как молодых людей с рабочих окраин, одетых в спортивные костюмы и «восьмиклинки». Они промышляют мелким вымогательством и уличными грабежами для покупки «пивасика» и «семак». У них есть собственный сленг и представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Мир любого «пацана» четко поделен на своих и чужих. Однако назвать все это молодежной субкультурой, по аналогии с панками или скейтерами нельзя.

«Гопник – это состояние души в определенный период жизни молодого человека, который волею судеб оказался в определенной социальной среде, – считает фрилансер, бывший «гопник поневоле» Павел Селуков. – Поступив в 34-е училище в Закамске, я имел общие представления о гуманизме и человеческом достоинстве, потому что увлекался классической литературой. Но, придя на учебу, я увидел следующую картину. Есть «блаткомитет» – пять-шесть человек, которые держат власть в сообществе. Есть люди, которым не повезло, и они находятся внизу этой иерархии. И есть некий «электорат», у которого все в порядке, пока он ведет себя тихо. Остаться в стороне невозможно. Несмотря на внутренний протест и несогласие, ты вынужден играть по этим правилам и выбирать один из трех путей. Поэтому я не считаю, что гопники – это субкультура. Например, готом ты может быть, а можешь не быть. Здесь ты не можешь не быть, потому что тебя «съедят» – будут бить, отбирать деньги и макать головой в унитаз на протяжении трех лет. Если ты к этому неготов – придется становиться гопником. Чтобы выступить против этого, необходимо иметь значительный авторитет, а чтобы заработать авторитет, необходимо делать вещи, которые тебе не нравятся. Это замкнутый круг. Дома ты можешь читать Достоевского и Булгакова, а, выходя во двор, обязан надевать маску «пацана с района». Единственная альтернатива – полное одиночество».

1 из 3

Подводя итог Павел отметил, что гопник – этот ярлык, который упрощает наше восприятие социальной действительности. За этим ярлыком мы не видим человека, с его переживаниями, чувствами и устремлениями. Но откуда берутся стереотипы? Эксперты считают, что этому способствует популяризация «пацанов» в массовой культуре. Про них снимают сериалы, им посвящают стихи и песни, о них пишут книги.

«Впервые этот образ сформулировала группа «Зоопарк» в 1984 году в песне «Гопники», – рассказала историк, научный сотрудник «Центра сравнительных исторических и политических исследований» Людмила Кузнецова. – Образ, созданный в 2008 году пермским рэпером Сявой, мне кажется близким тому, о чем пел Майк Науменко. В 2016-м свежую репрезентацию гопников дал белорусский рэпер Макс Корж. Его «пацаны» существенно отличаются от предыдущих и, как мне кажется, находятся на стыке с культурой хипстеров».

Однако все это нельзя назвать саморепрезентацией, считает эксперт, потому что певцы, писатели и актеры, вышли из иной социальной среды. В большинстве своем это интеллигентные люди с высшим образованием, которые пытаются изобразить гопников, какими их представляет большинство. Поэтому образ «реального пацана» на экране или в книге получается гипертрофированно комичным. Тем не менее популярность этих персонажей растет и логично возникает вопрос: «От чего это происходит?». По мнению Людмилы Кузнецовой, творческих людей привлекает простота и витальность гопкультуры, лишенной «постмодернистской ироничности».

1 из 3

Еще дальше в своих рассуждениях пошел директор «Центра сравнительных исторических и политических исследований» Алексей Гилев. Вслед за западными социологами и философами он предлагает рассматривать «культуру пацанства» как способ самоорганизации мужского коллектива в отсутствие сильной государственной власти.

«В этом смысле компанию гопников можно назвать «патримониальным союзом», – рассуждает Алексей. – Не вдаваясь в суть термина я приведу примеры таких союзов – это древнегреческие отряды воинов, пираты, викинги, кондотьеры средневековой Италии. То есть мужские группы, объединенные родством или дружбой, которые профессионально используют насилие, чтобы пробиться вверх по социальной лестнице».

Только в жизни все выглядит менее романтично, и далеко не все «реальные пацаны» добиваются реальных успехов. А популярность их образов в маскультуре связана, скорее, с общественным запросом, нежели с большой художественной ценностью. «Популярность гопников – это ностальгия по 1990-м, на которые пришелся пик «пацанства», – считает участник дискуссии Илья. – Так 10 лет назад была популярна ностальгия по СССР. Телевидение создавало огромное количество фильмов и передач «о стране, которую мы потеряли». Пик этой ностальгии прошел и запрос сменился. Сейчас основные потребители и создатели культуры – это люди родом из 1990-х. Пройдет еще лет 10 и трэнд опять сменится. Он уже меняется, потому что явление гопничества становится менее массовым».

Фото: Фото Руслана Гасимова и Евгения Артамонова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем