«Наденьте, пожалуйста, головной убор – косынку, сеточку, да хоть пакетик», – просит продавщицу администратор павильона. В ответ продавщица пожимает плечами и отвечает, что в павильоне жарко. После проверок нескольких городских продуктовых сетей оценить качество продуктов Центрального колхозного рынка решил общественник Иван Пасынков. Здесь тоже есть на что посмотреть. Самые частые нарушения: нет упаковок продуктов и маркировок. Есть и санитарные проблемы.
Главное нарушение – не указаны маркировки и даты, когда продукт был расфасован или привезен. Покупатели надеются только на честное слово продавца, когда спрашивает, свежее ли перед ним мясо. Документы предприниматели показывают, если попросить, но покупатели чаще всего этого не делают. Между тем в Законе РФ «О защите прав потребителей» сказано: «Скоропортящиеся пищевые продукты, масса (объём) и потребительская тара которых не позволяют осуществить их реализацию одномоментно (мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлаждённые многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), допускается реализовывать вразвес в отделах. Реализация продуктов из вскрытых потребительских упаковок осуществляется в течение одного рабочего дня, но не более 12 часов с момента вскрытия упаковки при соблюдении условий хранения (температура, влажность)».
«Что происходит с мясом, если оно остается нереализованным?» – спрашивает общественник Иван Пасынков у продавщицы. «Мы кладем остатки мяса в холодильник на ночь. На следующий день всегда распродаем, потому что закупаем немного. Мясо уходит быстро», – отвечает продавец и получает копию из государственных санитарно-эпидемиологических правил.
Проверка показала, что продавцы не обращают внимание на температуру в холодильнике и не знают, где находится термометр. Холодильные камеры также имеют повреждения, поэтому реальная температура там выше, соответственно, сроки хранения уменьшаются.
При выборе продукции стоит обратить внимание, что некоторые колбасы и копченое мясо хранятся без вакуумной упаковки и также без маркировки даты расфасовки. «Смотрите, здесь нет маркировки. А тут творог прилип к стеклу витрины, он просрочен», – Иван показывает на творожную массу, которая выглядит хуже, чем фотография свежего продукта рядом.
Сметана и творог на рынке хранятся в открытых пластиковых банках. На некоторых из них нанесены маркировки с четырехдневной давностью, но продавец объяснил это тем, что ее не успели поменять. Сроки хранения творога в таких условиях составляют 72 часа. В отделе, где продают яйца, тоже нашли нарушения. По нормам, яйца хранят в холодильниках, иначе сроки годности уменьшаются. Продавцы сами не знают норм сроков хранения товаров. У товаров отсутствуют даты изготовления, поэтому покупатель не знает, когда кончается срок годности.
Половина продавцов работают без перчаток. Администратор павильона пояснила, что это обычная практика, вызванная экономией средств. У многих продавцов, одна рука в перчатке – ею накладывают и развешивают мясо, а другая – для денег. Остальные продавцы, не моя рук и не надевая перчаток, сначала разделывают мясо, взвешивают его на весах, упаковывают в пакет и рассчитываются с покупателем. А после, не вымыв руки, обслуживают следующего покупателя.
По санитарным нормам, мясо фасуют с помощью специальных щипцов или лопаток, но этого не происходит. Взвешивают продукты, выкладывая на весы, что также запрещено. А у некоторых продавцов нет головных уборов, другие – обходятся «пилотками». В идеале это должна быть сеточка или марлевая шапочка, которая не позволит волосам упасть на продукты.
Формально рынок ответственности за испорченный продукт не несет – вся вина ложится на предпринимателя-продавца. В договорах аренды не прописаны условиях реализации продукции, контролировать недобросовестных продавцов рынок не может. В идеале администраторы павильонов в белых халатах должны периодически проверять документы и маркировку товара, обращать внимание на испорченное мясо. «Если покупатель приобрел испорченную продукцию, он приносит ее в нашу лабораторию для проверки, – объясняет администратор павильона №1 Асия Тайсина. – Предпринимателю могут вынести выговор, но таких случаев у нас еще не было».
Встреча закончилась обещанием представителей рынка разобраться с недобросовестными продавцами и привести товар в надлежащий вид. Очередная проверка рынка общественником запланирована через две недели.
О том, как проходила проверка общественниками Центрального колхозного рынка, смотрите в нашем видео.