В Перми разыгралась драма в духе «Ромео и Джульетты». Любовь оказалась под запретом. Причина – разница в возрасте: Ромео – 13 лет, Джульетте – уже 18. Мотовилихинский суд Перми решил, что девушка должна отсидеть три года за интимную связь с несовершеннолетним.
Алена (все имена героев изменены. – Прим. редакции) – студентка пермского колледжа. Она познакомилась со своим возлюбленным в компании друзей. Ее брат и Александр дружат. Общение между подростком и девушкой завязалось в прошлом сентябре и продлилось около полугода. Сначала ребята просто гуляли втроем с ее братом, потом между Сашей и Аленой начались более тесные отношения.
Знакомые рассказали о влюбленной парочке сотрудникам отдела по делам несовершеннолетних, а те обратились к родителям. Отец Саши написал заявление в полицию. Делом занялся следственный комитет. Алену обвинили по статье 134 ч. 3 Уголовного кодекса «Половое сношение с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста».
После этого начались допросы родителей, родственников, друзей, учителей и одноклассников. Были осмотрены места происшествия. В отношении девушки и подростка проведены несколько судебных экспертиз, в том числе – психолого-психиатрические. Ребята во всем признались: Саша подтвердил, что связь была по взаимному согласию, но делу уже был дан ход. До суда девушка находилась под подпиской о невыезде.
Итоговое заседание прошло в Мотовилихинском суде. Судья приговорил девушку к трем годам колонии общего режима. Под стражу ее взяли прямо в зале. «Законодательство четко устанавливает возраст согласия – 16 лет, – комментирует ситуацию юрист Евгений Норин. – И если тебе больше восемнадцати лет, то ни с кем младше шестнадцати ты иметь интимные контакты не можешь. Иначе идет уголовное наказание. Три года – норма уголовного кодекса, и этот срок выглядит совершенно типичным для такого рода преступлений. Понятно, что обстоятельства бывают разными. Если бы имело место какое-то насилие или принуждение, то срок был бы гораздо больше. Давайте представим, что ситуация обратная – девушка младше, а юноша совершеннолетний, то тут вопросов было бы значительно меньше. Мотивы суда очень легко понять, они вполне укладываются в законодательство, и нельзя сказать, что судья действовал как робот и всех карал».
По мнению юриста, смысл в апелляции есть, однако если срок и смягчат, то ненамного. Для сравнения можно сказать, что обычно три года колонии дают за кражи, мошенничества, хранение небольших партий наркотиков. Недавно такой же срок получила бывшая глава села в Добрянском районе за крупное мошенничество с землей.
Следователи потребовали от правоохранительных органов провести профилактические беседы с подростками о половом воспитании, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем.
В защиту девушки выступили обычные россияне. В Сети создана петиция с требованием оправдать Алену или хотя бы назначить условное наказание. «Подумайте, разве это то преступление, за которое 18-летней девочке стоит ломать жизнь и признавать её неисправимой? Мы считаем Елену неопасной для общества и требуем освободить её либо применить к ней наказание, не связанное с лишением свободы», – просят в петиции.
Сейчас документ подписали 250 человек. Петиция адресована следователям, в Верховный суд, прокуратуру, городскую администрацию и уполномоченному по правам человека в Пермском крае. До 12 сентября адвокаты могут подать апелляцию.