В Пермской галерее открылась новая выставка «Соборное единение» – о том, как музей уже 85 лет существует в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Новая экспозиция – своеобразное прощание галереи с «храмом Божьим». Большое внимание в ней уделено грандиозному деревянному иконостасу, который после переезда галереи в здание на Окулова, 6 останется у епархии.
Уникальный резной иконостас, увенчанный крестом с распятием, – первое, что видит зритель, поднимаясь по ступеням третьего этажа в святая святых – экспозицию деревянных богов. Иконостас вот уже больше 200 лет является одним из главных украшений Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Благодаря искусствоведу Пермской галереи Александре Пестовой, которая занимается изучением иконостаса, 59.ru раскрывает тайны этого великолепного памятника архитектуры и иконописи, показывает его во всей красе и рассказывает, что с ним будет, когда галерея покинет здание собора.
В 1558-1560 годах Аникием Федоровичем Строгановым и его сыновьями был основан Спасо-Преображенский монастырь в Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести его в краевую столицу. Монастырь разобрали и сплавили по Каме, вместе с деревянным иконостасом. Иконостас разобрали и собрали уже в соборе, летняя часть которого построена специально с учетом его параметров.
Иконостас в стиле барокко был создан в мастерской Пыскорского монастыря в 1750-1760 гг. До сих пор точно не определен его автор. Александра Пестова в результате многолетней исследовательской работы предположила, что им был иконописец и живописец, столичный художник Василий Василевский.
«Василевский – московский живописец и иконописец "польской нации". Он принимал участие в исполнении больших церковных иконостасов в Москве, Петербурге, других городах России. В 1740-1760-е годы он числился иконописцем синодального ведомства. Тогда же, видимо, и создал иконостас для Пыскорского монастыря», – рассказывает искусствовед. Она добавляет, что на иконостасе есть иконы, которые, возможно, были написаны и другими художниками.
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе был еще один иконостас, мраморный, изготовленный в Екатеринбурге. Он был уничтожен после того, как туда заехала галерея. Та же участь ждала деревянный иконостас, но первый собиратель и исследователь древнерусских коллекций, Николай Серебренников, смог отстоять уникальный образец, практически в одиночку доказав комиссии ценность этого памятника архитектуры и иконописи.
Деревянный резной иконостас Пермской галереи в высоту 22 метра, состоит из пяти ярусов. Изначально в нем была 21 алтарная икона, сегодня сохранилось 19 (утрачены Икона Богоматери и «Евангелисты Матфей и Марк»), и на восьми из них можно прочесть авторскую подпись латинскими буквами и даты, подтверждающие их исполнение в 1760-1762 годах.
Подробнее о том, какие иконы расположены на иконостасе, можно узнать в нашей инфографике, созданной по материалам Александры Пестовой. Инфографика интерактивная. Чтобы узнать название какой-либо части иконостаса, наведите на нее курсор мыши.
Александра Пестова говорит, что в ее связи со Спасо-Преображенским собором есть что-то мистическое. Переехав в конце 70-х из Свердловска в Пермь на работу в галерею, она три года жила прямо в соборе, в небольшой келье с одним окном. В это же время занялась изучением иконостаса. За годы работы она подготовила огромное количество материала и собрала его воедино в книге, которую выпустит в ближайшее время.
Иконостас сделан из пород уральских деревьев: кедра, сосны, липы. Его поверхность покрыта толстым слоем грунта и позолочена. Он украшен цветочными и растительными узорами, изображениями зверей и птиц, главами ангелов и херувимов, которые заполнили все свободное пространство памятника.
«Таких иконостасов этого периода остались единицы. Он сделан на высочайшем художественном уровне. Это уникальный образец. Я предполагаю, что иконостас в соборе поместился не полностью. Учитывая размеры Пыскорского монастыря, он мог быть больше, – рассказывает Александра Пестова. – У памятника недостает многих значимых фрагментов: резьбы, отдельных икон, риз с драгоценными камнями. Но можно сказать, что он хорошо сохранился».
После того, как иконостас переехал в собор, он ни разу не разбирался. Дважды в 60-е и один раз в 2000-е его чистили, мыли, укрепляли, убирали фрагменты, которые невозможно было восстановить. Масштабная реставрация будет произведена, возможно, когда иконостас перейдет в собственность епархии.
«Я поддерживаю передачу иконостаса церкви. Галерея не может постоянно размещаться в здании собора. На раннем этапе, после революционного слома, может и хорошо, что так произошло. Возможно, это уберегло собор от разрушения. Галерея, как и церковь, тоже вела работу за духовность, за нравственность человека. Но пора и честь знать, времена другие. Нужно реконструировать здание собора и иконостас, вернуть Богу Богово, убрать этажи, открыть росписи», – говорит Александра Пестова.
Реставрация иконостаса начнется после передачи его Пермской епархии. Для реставраторов Александра Пестова подготовила большую справку, в которой подробно охарактеризовала памятник. «Для реставрации нужен специалист высшей категории, который перед тем, как взяться за работу, изучит все материалы. У него должна быть практика работы с такими памятниками. Такие квалифицированные кадры есть только в реставрационном центре им. Грабаря в столице», – поясняет искусствовед.
После того, как собор отреставрируют, в нем начнутся службы. И деревянный иконостас будет использоваться по назначению. При этом сотрудники музея надеются, что к нему откроют доступ для туристов.
«Мировой опыт показывает, что в церквях и храмах старинные алтари и иконостасы сохраняют, используют по назначению и, когда нет служб, водят экскурсии. Здесь уже вопрос к РПЦ», – говорит Александра Пестова.
В Пермской епархии отмечают, что договоренностей по поводу реставрации иконостаса еще нет.
«После переезда Пермской галереи нам предстоит работа по реставрации Спасо-Преображенского кафедрального собора. Необходимо приложить силы и найти материальные средства для того, чтобы храм обрёл надлежащий вид и в нём могли бы совершаться богослужения, – сообщают в пресс-службе епархии. – А в столь важном деле, конечно, требуется трезвый и взвешенный подход. Сейчас рано говорить о возможных договорённостях по реставрации иконостаса, который, несомненно, со временем будет с соблюдением всех норм и правил отреставрирован и с помощью Божией обретёт своё былые место, предназначение, благолепие и красоту!»
Посмотрите наше видео, в котором мы постарались показать всю красоту деревянного иконостаса, уникального памятника архитектуры и иконописи.
.