Пермяки смогут не платить за жилищно-коммунальные услуги, если информации о начислениях не будет в ГИС ЖКХ. Чем еще полезна для потребителя эта система и можно ли ее обхитрить, 59.ru рассказал генеральный директор платежной системы «Центральная касса» Андрей Рычков.
– С нового года рынок ЖКХ ждут серьезные изменения. Давайте сначала разберемся, что такое ГИС ЖКХ и для чего эта система создана?
– ГИС ЖКХ – это государственная информационная система жилищно-коммунальных услуг. В первую очередь она должна обеспечить прозрачность начислений, навести порядок. Человек в любой момент сможет посмотреть: кто, за что и на какую сумму выставил квитанцию, проверить, дошли ли деньги поставщику. То есть это гарант, который защищает население от ненужных, несуществующих или двойных начислений.
Все компании жилищно-коммунального рынка обязаны зарегистрироваться в системе и выставлять все квитанции в ГИС ЖКХ. Изначально планировалось, что все квитанции должны регистрироваться в системе с 1 января 2017 года. Правда, не исключено, что законодатель поменяет сроки и отложит этот вопрос еще на год.
ГИС ЖКХ – это аналог третейского суда. Например, если собственник уверен, что предприятия жилищно-коммунальной сферы предоставили ему некачественные услуги, выставленный счет можно оспорить. Если собственник оплатил услуги ЖКХ вовремя, а поставщик не увидел платеж и пытается взыскать средства или применить штрафные санкции, то через ГИС ЖКХ можно доказать факт оплаты. Также будет понятно – дошли до поставщика денег или нет.
– Сможет ли собственник отказаться от оплаты квитанции, которая не была выставлена через ГИС ЖКХ?
– В законе прописывался принцип экономической мотивации: «нет информации – нет денег». Власти предлагают ввести обязательную регистрацию в системе для УК и ТСЖ только с 1 января 2018 года. Реально предположить, что это распространится и на поведение собственников.
Также предприятия коммунальной отрасли будут обязаны вести в ГИС ЖКХ учет качества предоставляемых услуг (например, фиксировать перебои в подаче воды и электроэнергии), и это тоже будет отражаться на начислениях. Соответственно, плательщик получит квитанцию на меньшую сумму и сэкономит средства.
– Пермякам часто требуется связаться по тем или иным причинам с управляющей организацией. Обратная связь в ГИС ЖКХ предусмотрена?
– Да, сервис обратной связи предусмотрен – в дальнейшем можно будет даже проводить заочные голосования собственников с использованием электронно-цифровой подписи. Кроме того, предполагается, что потребитель сможет подать заявление на перерасчет через ГИС ЖКХ. И этот документ будет иметь юридический статус.
В личном кабинете потребитель сможет посмотреть все начисления и совершенные платежи, передать данные показания счетчиков.
– Сократится ли количество ошибок при платежах?
– Сейчас каждый банк тратит большие ресурсы на исправление ошибок и разбирательства с недовольными клиентами. С вводом ГИС ЖКХ должно снизиться количество ошибок, связанных с человеческим фактором. Ведь любой платеж будет проверяться через ГИС ЖКХ еще до его совершения, то есть плательщик может быть уверен в правильности реквизитов. Также через интерфейс системы сотруднику банка будет доступна информация об актуальной задолженности.
В любом случае ГИС ЖКХ сделает систему оплаты прозрачнее и удобнее. Сейчас, чтобы начать принимать средства в пользу конкретного поставщика услуги, УК или ТСЖ, банк или платежный агент должны заключить с ними договор. Но не у всех достаточно ресурсов, чтобы оформить партнерские отношения с большим количеством предприятий ЖКХ. Поэтому количество возможных для оплаты услуг может быть ограничено. С вводом системы ГИС ЖКХ необходимость в договорах для финансовых организаций полностью отпадает, так как ГИС ЖКХ содержит информацию обо всех объектах жилищно-коммунального хозяйства. Но при этом комиссия за перевод денег поставщику услуги будет взиматься с плательщика по тарифам банка.
А платежный агент, чтобы начать принимать деньги от населения за коммунальные услуги, должен подтвердить право работы через ГИС ЖКХ и подать сведения обо всех договорах с предприятиями сектора ЖКХ. Комиссия же за перевод денег поставщику услуги будет определяться условиями договора. Для плательщика она может составлять и 0%, если расходы на себя берет поставщик. С одной стороны, это приведет к увеличению количество точек, где потребитель сможет оплатить квитанцию оффлайн. С другой – повысится надежность платежных агентов и, соответственно, у плательщика появится гарантия безопасности операций.
– Повлияет ли система на интерес к онлайн-платежам за ЖКУ?
– Считаю, что в будущем система приведет к буму онлайн-платежей. Так было с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), которая позволяет оплачивать любые штрафы.
Кстати, в прошлом году управляющие компании не стремились предложить жильцам возможность онлайн-оплаты на своем сайте. Мы на собственном опыте видим, что в этом году – это уже тренд. В некоторых продвинутых ТСЖ через Интернет совершается 30-40% платежей от общего числа. И эти показатели будут только расти, потому что люди стремятся максимально сэкономить время и ресурсы.