Собственный летний фестиваль, номинация на «Золотую маску», конфликт с минкультом, «#конституциярф» в Ельцин Центре: в течение 366 дней Театр-Театр был одним из главных ньюсмейкеров Перми. Главный режиссер театра Владимир Гурфинкель рассказал, чем запомнился уходящий год. Бонус от 59.ru – топ событий театра, которые нельзя пропустить в 2017 году.
– В декабре принято подводить итоги. Чем запомнился уходящий год театру, каким он выдался для труппы?
– Этот год отмечен большим количеством серьезных художественных проектов. Мы провели этот год невероятно насыщенно. У нас возник спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», созданный Борисом Мильграмом, получивший невероятные отклики публики, прессы и ставший номинантом «Золотой маски». Мы сделали невероятный шаг, собрав стажерскую труппу Театра-Театра. Горделиво скажу, что собрали ее с очень разных курсов со всей страны: от Владивостока до Екатеринбурга. Мы довольны процессами, которые начались в этой стажерской труппе, есть первые результаты. Спектакль «3/10 Заповеди. Не лги. Не прелюбодействуй. Не убий» приглашен на молодежную премию «Прорыв» в Санкт-Петербург (Профессиональная премия, которая присуждается за заметные творческие достижения в области театрального драматического искусства, которые можно назвать настоящим прорывом. Номинантами становятся яркие молодые актеры и актрисы, театральные менеджеры и художники, режиссеры до 35 лет. – Прим. ред.). Мы едем как почетные гости фестиваля. Это даже лучше, чем если бы мы ехали как участники. Этот спектакль серьезно о себе заявил и у нас на него большие надежды.
Мы создали совместный проект с Ельцин Центром и сыграли на этой площадке спектакль «#конституциярф». Это для нас определенный поступок, шаг. Мы в этом году выпустили замечательный спектакль по Улицкой – «Веселые похороны», очень своеобразный, неожиданный.
Но все это тускнеет по сравнению с главным событием этого года, когда наши зрители и наши коллеги не дали разрушить театр. Дело не в наших судьбах – мы бы их устроили, просто в этом году театральное и зрительское сообщество проявило себя так, что чувствуешь себя должным этим людям. Это не чувство внутренней обязанности, а словно ты получил некий аванс: ты увидел людей, которые, рискуя местом, карьерой, будущим, сражались за право нашего театра на собственный голос. И, конечно, я благодарен этому году за то, что люди проявились. Когда ты видишь проявленность в людях, это и есть самое большое счастье. Поэтому спасибо за этот год всем, кто себя проявил.
– Огорчает, что общественность Перми словно разделилась на два лагеря?
– Мир всегда делился на тех, кто наделен возможностью творить, и тех, кто лишен способности к творчеству. В мире всегда будут завидовать успешным, грамотным и талантливым. Я не виноват в том, что не все наделены этими качествами. Зачем же нам по этому поводу скорбеть?
Любой поступок в искусстве обязательно имеет и положительные, и отрицательные волны. Находясь на земле Дягилева, можно вспомнить о том, как гнилыми помидорами забрасывали «Весну священную»: более громкого провала не было. Великая музыка, полностью отражающая смятение чувств начала XX века. Думать о том, что кому-то что-то не понравится и себя усмирять – это значит жить не по художественным законам. Потому что чем прогрессивнее идея, тем меньшее количество людей ее воспринимает. Люди воспринимают только позавчерашний день – они к нему привыкли. Благо наша публика воспитана так, что она дает нам возможность прямых высказываний, возможность размышлять об эстетике завтрашнего дня. Не дай бог жить опасениями, что «станет говорить княгиня Марья Алексеевна». Великий автор устами героев «Горе от ума» об этой ситуации уже все сказал.
– Можно ли спрогнозировать, как будут складываться отношения с пермским минкультом?
– Прогнозировать ничего нельзя, но я знаю, что все, кто стремится сжечь храм Артемиды, никогда не попадают в историю со знаком плюс. А те, кто трудится в храме Артемиды, – их имена известны.
– Что запланировано на будущее? Стоит ли пермякам ждать второй фестиваль «Ночи-Ночи»?
– Да, конечно! В этом году летом мы попробовали создать свой небольшой фестиваль «Ночи-Ночи Театра-Театра», который доставил, надеюсь, удовольствие и театру, и нашему зрителю. Фестиваль будет. Он, как и в прошлом году, будет проведен не на бюджетные средства – никто нам на это мероприятие денег не выделит. Потому мы с помощью наших друзей, спонсоров, коллег реализуем это проект. Фестиваль надеемся сделать постоянным. Он продлится столько, на сколько мы соберем средств, но точно не меньше трех дней. В будущем году мы проведем его, когда параллельно с нами не будет большого количества мероприятий: если одновременно много событий, это ставит проблему для зрителей. Потому мы проведем его, скорее всего, ранней осенью. Когда вокруг затишье, людям уже надоел отдых, и они хотят отдыха души. Фестиваль будет в формате театра и вокруг театра.
Must see в Театре-Театре
ROCK-драма «Калигула», режиссер Борис Мильграм. Премьера 27, 28 января на Большой сцене. О новом спектакле 59.ru рассказывал ранее.
Спектакль «Сара Бернар. Фан-клуб», режиссер Жюльет Дешан. Она руководит собственной театральной компанией, создает музыкальные спектакли по заказу драматических и оперных театров во Франции и за рубежом. Жюльет Дешан взяла в работу автобиографическую книгу великой французской актрисы Сары Бернар «Моя двойная жизнь». Премьера 10, 11 февраля на «Сцене-Молот».
Международный театральный фестиваль «Пространство режиссуры». В этом году его основу составят спектакли Тимофея Кулябина – режиссера «Тангейзера». Время проведения фестиваля – 10–14 марта.
Спектакль «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина, режиссер Владимир Гурфинкель. Премьера состоится в сентябре на Большой сцене театра.