Губернатор Пермского края Виктор Басаргин уволил несколько краевых министров. В частности, от должности министра культуры Прикамья был отстранен Игорь Гладнев. Вместо него исполняющим обязанности стала Галина Кокоулина – директор Пермской краевой филармонии. Решение губернатора 59.ru прокомментировали деятели культуры Перми – имевшие разногласия с отстраненным министром или поддерживавшие его идеи.
На сообщение об отставке министра культуры главный режиссер пермского драматического «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель, давно конфликтовавший и даже судившийся с Игорем Гладневым по иску о защите чести и достоинства, ответил кратко и емко: «Спасибо, пьем!», добавив про ожидания от нового назначения: «От власти хорошего не жду! Но хуже не будет. У Гали стыд есть». Позже главный режиссер более подробно прокомментировал ситуацию в разговоре с корреспондентом 59.ru.
– Уход столь одиозной фигуры – это важно! – отмечает Гурфинкель. – Никакой министр не даст вдохновения, никакой министр не создаст художественное произведение. Министр должен создавать условия для творческой деятельности. Хорошо, что на эту должность назначен человек с чувством стыда, амбициями, каким-то пониманием служения искусству. Галина Кокоулина много лет занимается филармонией, и занимается ей достойно. Самое главное, чтобы она создавала условия для творчества и для творческих людей. Надеемся, что она будет на открытии отреставрированной сцены «Театра-Театра» и нового здания Пермской оперы, которые так нужны городу!
Сожаление по поводу решения об увольнении Гладнева выразил председатель пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов – по его мнению, Игорь Алексеевич был лучшим министром культуры Прикамья.
– Плохо отношусь к этому решению, – отметил Исмагилов в разговоре с корреспондентом 59.ru. – Я считаю, что из всех министров культуры, которые были в Прикамье, это был лучший министр. Ему толком не дали развернуться. Он интересовался всем, что происходит, всегда откликался на все наши приглашения. Мильграм никогда этого не делал.
Директор международного этнофутуристического фестиваля KAMWA Наталия Шостина присоединилась к мнению Равиля Исмагилова и вспомнила о том, что Игорь Гладнев управлял культурной политикой в регионе после культурной революции, и сейчас ее наследие перейдет к новому министру.
– Неожиданный поворот. Очень удивлена кандидатуре Галины Кокоулиной: это тяжелая ноша – быть в наше время министром культуры с таким наследием, которое осталось после культурной революции. Лично не имею к Игорю Гладневу отрицательного отношения. Он очень помог в организации последней «Камвы». На самом деле мне жаль, потому что четыре года – это срок. Были и удачные шаги. Сможет ли Галина Кокоулина стать ярким представителем этой структуры – не знаю пока.
В поддержку отправленного в отставку министра выступил и главный дирижер Пермского Губернского военного оркестра Евгений Тверетинов, отметивший, что, находясь на посту министра, Гладнев «беспокоился о сохранении пермской культуры, а не заезжих казачков».
— Для меня это большая сенсация, что не ценят честных и порядочных руководителей, – отмечает Евгений Тверетинов. – Это открытый и патриотичный министр культуры. Это человек, который болеет за пермскую культуру. Да, он открыт и эмоционален – этого не отнять. Но главное его достоинство – честность. Я с большим уважением отношусь к Игорю Алексеевичу, потому что он беспокоится о сохранении пермской культуры, а не о сохранении заезжих казачков и разбазаривании бюджета на разовые фестивали. Это проблема и трагедия. Странно, что правительство нашей страны указывает нам одни ориентиры, и Игорь Алексеевич держится их, а на местах патриотизм и честность с принципиальностью оказываются не в почете. Заезжие казачки в пермской культуре не идут на пользу краю. Потому что представлять мировое искусство за пермский бюджет — это не есть достоинство местной власти. Если мне дать огромный бюджет, я могу пригласить лучших музыкантов мира. Но развития пермская культура не получит. Наша задача – выращивать своих музыкантов и поднимать их до уровня европейской культуры. Это была и задача Гладнева.
Также Евгений Александрович высказался и о конкретных действиях Гладнева — в частности, отметил его участие в судьбе оркестра, которым управляет Тверетинов, и отказ от фестиваля «Белые ночи» .
— В этом году он спас большой коллектив — Пермский губернский оркестр. Если бы не участие Гладнева в нашей судьбе, музыканты уже торговали бы на рынке или охраняли стоянки. Наш оркест собран только из музыкантов края. О нашем оркестре знают многие, но мы не работаем так, как команда Курентзиса. Когда в штате масса компьютерных кликунов, которые поднимают пыль, шум и панику на всех, кто пытается критиковать Курентзиса и его команду. В этом и разница. К сожалению, Гладнев не смог справиться с этой командой. Да, музыканты высочайшего класса, но в Перми они выступают три месяца в году. Все остальное время они бороздят просторы Европы, редко используя при этом название пермской культуры. Да они к этому и отношения не имеют, кроме базы и бюджета. А когда они уедут на другой бюджет, наша культура будет разорена. Потому что сейчас хорошим пермским музыкантам нет дороги в коллектив Курентзиса. Многие пермские коллективы находятся в плачевном положении без своего помещения. Игорь Алексеевич пытался отстоять строительство концертно-театрального зала для всех. На что оперный театр душил и давил Гладнева, говоря, что им нужно еще и еще помещений. А вы посмотрите на их афишу. Лет семь назад на сцене оперного спектакли были каждый день. Сейчас все уходит в концертное исполнение без декораций. Также хочу отметить, что Гладнев отказался от «Белых ночей». Так как это расточительная трата бешеных денег на заезжих казачков. Для меня увольнение Гладнева – это большая потеря. Я разочарован в принятом нашей властью решении.
По мнению директора АНО «Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36"» Виктора Шмырова, Игоря Гладнева изначально поставили на эту должность для чистки рядов культурных деятелей Перми.
– Гладнева пригласили на эту должность в качестве киллера культуры, – делится своим мнением Шмыров. – Ему дали задание уничтожить, переподчинить и выгнать. И он это активно делал. Скандалы случались фантастические. Поссориться с Теодором Курентзисом и добиться того, что оперный театр практически вывели из подчинения министра культуры и переподчинили вице-премьеру – это же неслыханное дело! А потом паренек закусил удила, решил, что все может. «Наехал» на Мильграма и Театр-Театр. Отстояли, слава богу. А то, что его убрали, так Мавр свое дело гадкое сделал, он может уходить. Что ждать от Кокоулиной – пока трудно сказать.
При этом Виктор Шмыров подчеркивает: для музея политических репрессий «Пермь-36» со сменой краевого министра культуры вряд ли что-то изменится – «решения по этому музею принимались на ином уровне».
Художественный руководитель «Театра-Театра» Борис Мильграм не прокомментировал отстранение Игоря Гладнева, однако позитивно высказался о назначении Галины Кокоулиной на пост министра культуры Прикамья.
– Она давно созрела для этой должности, – отмечает Борис Мильграм. – Я рассчитываю, что Галина Кокоулина будет по-настоящему заниматься культурой. Ведь у нас в крае много того, что можно развивать.
Директор «Театра-Театра» поддержал коллегу, высказавшись о достойности кандидатуры нового министра.
– Галина Кокоулина знает о культуре не понаслышке, она давно в этой сфере и довольно жесткий руководитель. Это наш человек, воспитанный в культурной среде Перми. Считаю, что она сможет достойно работать в новой должности. Я поддерживаю решение губернатора.
Директор пермской художественной галереи Юлия Тавризян пока отказалась от подробных комментариев: «Надеюсь, что все будет хорошо».
Сам Игорь Гладнев также отказался от подробных комментариев, ограничившись SMS с текстом: «Ожидание и мир душевный. Как нам заповедовали святые? «Охранять себя от сетей, расставленных вне и внутри человека и всячески прикрытых подобием правды...».
Напомним, бывший министр культуры Пермского края Игорь Гладнев «прославился» тем, что воевал с пермскими театрами. Еще летом он добивался отставки Бориса Мильграма с поста режиссера «Театра-Театра». Он закрыл несколько фестивалей: «Белые ночи», «СловаНова», «Текстура». Общественность возмущалась, что Гладнев препятствует восстановлению Музея истории политических репрессий «Пермь-36». Экс-глава пермского минкульта прославился на всю страну после того, как поэт Орлуша написал стихотворение о фестивале «Коровяк», в котором были строчки «Кто-то горе-тоску заливает вином, кто-то пьёт от болезней микстуры, мы в Перми обожаем кидаться говном, по приказу министра культуры».