Быстрый бранль, умеренный гавот или мазурка с «голубцами» – так проводили вечера господа и дамы несколько столетий назад. Но перенестись в прошлое и освоить замысловатые па в Перми можно и сегодня. 59.ru встретился с теми, кто буквально танцует историю.
Шелест вееров, фраки, шуршание шелковых юбок – участники студии старинного танца «Велада» долго готовятся к выходу в свет. Наряды, которые были на пике моды 100 лет назад, в XXI веке создаются так же – своими руками. Ушедшей эпохе должна соответствовать каждая мелочь: от перчаток до вышитого узора на ридикюле.
Клуб старинного танца Velada (в переводе с испанского – «музыкальный вечер», «вечер в кругу друзей») появился в 2007 году. Клуб входит в состав Ассоциации старинного танца при Санкт-Петербургском государственном университете. Участники клуба представляют Пермь на мероприятиях регионального, российского и международного уровня.
– В России есть профессиональные швеи, которые за большие деньги изготавливают, реконструируют наряды разных эпох. В Перми этого нет. Мы все делаем своими руками: шьем корсеты, платья и разные мелочи. Выкройки делаем сами – литературы по этому делу много. Обходимся ассортиментом наших магазинов ткани. Стараемся покупать натуральные материалы, потому что в XVIII веке, например, синтетики не было. Правда, вместо китового уса в корсетах используем металлические косточки, – рассказала руководитель направления «Танцы ХХ века» Екатерина Савинова.
Но и это еще не все. Участники «Велады», хоть и знакомы много лет, но панибратства здесь нет. На репетициях обращаются друг к другу вежливо, по имени-отчеству: Екатерина Андреевна, Вячеслав Николаевич, Надежда Владимировна. Тем самым не только выказывая уважение, но и соблюдая традицию общения, принятую в обществе много лет назад. Периодически проводят совместные чтения по этикету. В тонких книжечках написано, как следует вести себя в обществе и в семье.
– Это сразу меняет отношение и к себе, и к окружающим. Тем более что 100 лет назад обращение по имени было принято только в узком кругу семьи и только родителей к детям. Обращения на «ты» тоже не было, – напоминают правила хорошего тона участники клуба.
Люди, которых объединила любовь к историческим танцам, совершенно разные по профессиям. Есть психологи, банковские служащие, врачи, многие заняты в естественно-научной сфере. Кого-то исторический танец интересует как «проводник» в мир истории культуры, кого-то – как способ почувствовать себя человеком другой эпохи, кто-то просто рад отвлечься от повседневных дел и провести время в душевной компании.
– Изначально это было просто содружество людей, которые хотели танцевать в различных старинных традициях, и целью было реконструировать танцы различных временных промежутков. Первым был период Средневековья: XIV–XV века. С появлением новых участников сфера интересов расширилась, и сейчас мы занимаемся не только Средневековьем, но и танцами эпохи Возрождения, ампир, модерн и танцами 1930–40-х годов прошлого века, – говорит Екатерина Савинова.
Кстати, не только на женских плечах держится пермский клуб старинного танца. Достойные кавалеры есть, но их, как, впрочем, и везде в России, не хватает.
– Сейчас мужчины пренебрежительно относятся к танцам. Раньше ведь и кадеты, и юнкера – все обучались танцам, вспомнить хотя бы Пушкина. Для них это было обязательно. Нас в клуб привели наши жены, подруги, и нам нравится танцевать. Начинать сложно было: ноги не слушались, но всему научиться можно. Если через несколько дней выступление, то и дома можем пройтись в круге вальса, – рассказывает один из участников «Велады» Вячеслав Фролов. – Самые сложные танцы, на мой взгляд, – средневековые и мазурка с «голубцами». «Голубцы» – это когда подпрыгиваешь и ударяешь каблуками, гусары в XIX веке такое любили. Особенно, когда разбили Наполеона и дошли до Парижа. Высший пилотаж, когда у тебя вес под 100 кг, а ты «голубцы» можешь сделать.
Впрочем, отбивать «голубцы» на юбилейном балу – «Велада» отмечает 10-летие – не придется. Он пройдет в стиле модерн. Это значит, что гостей ждут, одетых по моде 1900–1915 годов. Для кавалеров: черная фрачная пара, жилет, галстук-бабочка белого цвета. Или: черный смокинг и черная галстук-бабочка. Для дам – платье по моде того времени, но допустимы и наряды ампир. Танцы эпохи модерн – очень простые и веселые. Вот некоторые названия танцев, от которых дрожал пол в гостиных начала XX века: «Дирижабль», «Курьерский галоп», «Аэроплан».
– Новые схемы танцев, новые мелодии для танцев в эпоху модерн возникали, как грибы после дождя. И не было ни одного музыкального издательства, которое не считало бы своим долгом выпустить несколько новых танцев. Самое интересное, что они были очень простыми, их можно было выучить тут же и станцевать под фортепиано. Начало XX века – мощный технический прогресс. В танцах изображали самолеты, двигатель автомобиля, музыка могла напоминать звук мотора, – перечисляет особенности танцевальных вечеров той эпохи Юлия Келлер.
Небесная тема привела реконструкторов в Дом Каменского, что в Троице. Видимо, неслучайно. Василий Каменский первым взмыл в пермское небо и ввел в обиход слово «самолет». На своем «Блерио» он отрывался от земли не ради рекордов высоты или расстояний, а для того, чтобы дотянутся до облаков. К его усадьбе никогда не зарастала народная тропа. Здесь собирались поэты, художники, музыканты: Василий Каменский был очень гостеприимным человеком, себя в шутку называл «непромокаемым оптимистом», а свой терем в Троице – домом отдыха. О том, как отдыхали на дачах сто лет тому назад, участники студии «Велада» расскажут этим летом. «Полосатые купальники» шьются, список игр на свежем воздухе составляется.