Из пермского табора сбежала молодая цыганка. Девочку из Удмуртии якобы продала ее мать, чтобы выдать замуж за 15-летнего цыгана. Сейчас ее объявили в федеральный розыск. Корреспонденты 59.ru съездили в дом, где жила юная цыганка, и пообщались с родственниками ее мужа и родной сестрой.
Мало кому известный цыганский поселок на окраине Перми в эти дни навещают гости. Сначала приходили из полиции. А потом разузнать, что случилось, приезжали журналисты. Гостям тут не очень рады.
Чтобы найти семью мужа цыганки Замфиры из Ижевска, спрашиваем у мальчишек, греющихся у костра. Нет, говорят, не знаем таких. Стучимся в первый дом – и в нем ничего не знают. Выбираем самый богатый внешне дом и оказываемся правы: здесь живет барон этого табора. Он приводит нас в первый дом.
Пермские цыгане – народ общительный и в то же время закрытый. Тема с «продажей» невесты для них не из приятных.
– Кто сказал, что продали? Никто никого не продавал. Калым – это цыганский обычай. Продали за 25 тысяч рублей? Она что, корова, чтобы ее за такие маленькие деньги продавать? – удивляются цыгане своей «славе» в местных новостях. И рассказывают свою версию.
В Удмуртию к табору, в котором жила Замфира вместе со своими многочисленными братьями и сестрами, приехала семья из пермского табора, в котором уже четыре года жила ее сестра. В первых новостях об этом случае Замфиру называли 14-летней. Но на самом деле сколько точно ей лет никто не знает. Сами цыгане путаются: то говорят, что 14, то рассказывают, что когда к ней приехала семья жениха, ей уже было 15. Документов у девочки никогда не было. Между тем, если ей действительно было 15, по цыганским меркам она уже два года как была невестой на выданье.
– Никто не настаивал на замужестве, мама сказала Замфире хорошо подумать, прежде чем дать свое согласие, – рассказывает нам родная сестра девочки. – Но она ответила, что сбежит из дома, если не выйдет замуж.
Калым за Замфиру составил 25 «золотых». Цыганский барон объясняет: это их валюта, одна настоящая австрийская монета – это 13-14 грамм чистого золота. Цена такой монеты может достигать 20-25 тысяч рублей. Калым платит семья жениха, этот обряд очень похож на русский выкуп невесты. Но его нельзя назвать куплей-продажей, так как заплаченные за невесту деньги постепенно возвращаются в семью в виде подарков и материальной помощи молодым.
Свадьбу молодые сыграли в Ижевске, она была шумной и веселой. Даже с музыкантами и творческими коллективами. На свадьбе гулял весь табор, а невеста не выглядела несчастной, рассказывают цыгане. После молодые переехали в Пермь.
– Здесь она жила год, – рассказала 59.ru Кристина, сестра Замфиры. – Она никогда не жаловалась, мы вместе гуляли, ходили в магазин и друг к другу в гости. Они не жили как муж и жена, потому что были еще маленькими, и все это понимали. Замфира жила, как дочь, и могла уехать домой, если бы захотела.
Кристина рассказывает: по цыганским обычаям, когда девушка выходит замуж, она уже не посещает школу, носит платок на голове, ей нельзя пользоваться мобильным телефоном и общаться в социальных сетях – вдруг влюбится в кого-то на стороне. Именно это и случилось с ее сестрой Замфирой. Она тайком пользовалась мобильным, во «ВКонтакте» познакомилась с русским парнем и, вероятно, влюбилась в него. И тогда, возможно, по совету русского юноши, решила действовать. Летом этого года Замфира обратилась в полицию, сказав, что ее похитили и насильно выдали замуж. Мать девочки приехала за ней, но ребенка ей не отдали.
– Мне не отдали моего ребенка и отправили ее в приют! Я привезла им все бумаги (свидетельства о рождении у девочки нет. – Прим. ред.), она сказала, что я ее мама, а они мне все равно не поверили, – рассказывает нам по телефону мать Замфиры Адель. – Я не знаю, почему она убежала. Люди живут нормально, у них дом свой, в доме и вода, и газ, я сама все видела. Она на людей что попало наговаривает, обманывает!
Мать утверждает, что не продавала дочь, а отдала ее замуж с ее согласия. Также мать Замфиры опровергает информацию о том, что у нее были проблемы с жильем.
– Я снимала квартиру, а потом мне достроили дом, и я переехала. Сейчас живу в своем доме вместе с детьми. Решать проблемы с помощью калыма я не собиралась, к тому же все монеты я вернула, когда она сбежала, – говорит Адель.
По решению суда Замфиру определили в приют. Там она провела несколько месяцев, а в октябре сбежала. Сделала она это не одна, а с подругой, которую недавно задержали в Санкт-Петербурге. Но где сама Замфира, никто не знает, она не выходит на связь со своими родственниками. Возможно, она уехала к тому самому русскому парню, с которым переписывалась «ВКонтакте».
А между тем пермский табор возмущен публикациями в ижевских СМИ. И даже собирается ехать в Ижевск, чтобы об этой истории написали опровержение.