8 Марта – что это за праздник? Для большинства женщин (да и мужчин) – день цветов, подарков, приготовленных супругом завтраков и всяческих милых сюрпризов. Международный женский день. Во многих городах в честь этого праздника названы улицы, в том числе центральные. Есть они и в Прикамье – в селе Култаево, поселке Юг и Краснокамске. В Перми такой улицы нет. Зато есть улица, которую назвали в честь Клары Цеткин – персонажа спорного, но, по одной из версий, и придумавшего этот праздник: по ее задумке в этот день женщины должны были устраивать митинги и шествия, привлекая внимание общественности к своим проблемам. Праздник 8 Марта появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию.
Да, немецкий политик, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка в борьбе за права женщин оставила свой след на улицах Перми. Мы же решили узнать историю той самой улицы, что носит ее имя.
Несмотря на то, что улица Клары Цеткин находится недалеко от центра, она не пользуется популярностью у пермяков. На ней, изгибистой, идущей вдоль лога, стоят общежития и «малосемейки». Лишний раз сюда не зайдешь. Небольшой сквер, через который проходит тропинка в лог, летом – излюбленное место отдыха выпивающих компаний. От их мусора сквер, к сожалению, не прибирают. Идет улица Клары Цеткин от улицы Героев Хасана до оврага, где протекает река Данилиха. В овраге местные жители, как и пермяки с другого «берега» – из микрорайона Мильчакова – любят жарить шашлыки.
От «Хоровода детей» к подсвеченным спиралям
Впрочем, есть здесь и более романтичные места – на пересечении улицы Клары Цеткин и Тихого Компроса находится один из старейших пермских фонтанов. Его построили в 1936 году. Раньше внутри чаши фонтана была скульптурная группа «Хоровод детей». Это было одно из любимейших мест для прогулок пермяков: они могли отдохнуть в тени деревьев, а дети резвились у фонтана. С годами фонтан ветшал. Мы не знаем, что произошло с «Хороводом детей», к началу 1990-х от былой красоты фонтана осталась только старая потрескавшаяся чаша, наполненная мусором. К этому времени фонтан уже не работал.
Его начали восстанавливать в 2014 году, в рамках капитального ремонта бульварной части Комсомольского проспекта. Волонтеры очистили чашу от мусора, и в октябре прошлого года фонтан вновь заработал. Правда, теперь уже без «Хоровода», зато с подсветкой. Теперь он представляет композицию из 36 струй со световой и водной динамикой, различные по высоте струи формируют объемную, плавно пульсирующую спираль в чаше.
Так 80-летний фонтан на перекрестке Тихого компроса и Клары Цеткин обрел вторую жизнь.
«Поселок Сталина, дом №...»
Улица Клары Цеткин появилась в 1950-х годах, до этого вся территория представляла собой изрытый оврагами склон реки Данилихи. Вдоль одного из таких оврагов на более-менее пологом спуске к реке в 1930 году были построены 20 деревянных бараков. В них стали жить строители завода имени Сталина (сейчас это «Пермские моторы»), а потом и заводского поселка. Позже этот поселок стали называть Старобарачным. Фотографии поселка не сохранились даже в городском архиве, зато с Клары Цеткин любили фотографировать проспект Сталина – нынешний Тихий Компрос.
Земли за бараками трудолюбивые местные жители распахали под огороды. Еще с 1935 года заводчане начали строить частные дома. Точнее, переносить срубы из родных деревень. Так постепенно образовалась улица. Бараки же решено было снести – руководство завода запланировало это в 1936 году. Но они простояли всю войну, и были снесены только в 1955–57 годах. Всего в поселке жили 4500 человек. Интересно, что до 1950 года улиц здесь и вовсе не существовало, дома получали лишь номера, например: «Поселок Сталина, дом №...». Зато арбузы, например, выращивали – в 1936 году на берегу реки Данилихи возник первый на Урале коллективный сад. К 1951 году на берегах и склоне располагались уже 36 садов, занимая территорию более 50 гектаров. Среди жителей поселка в 1940–50-е годы, живших в своих домах, было немало энтузиастов-садоводов, выращивавших арбузы, виноград и другие необычные для Урала растения. Кстати, именно на болотистые почвы, которые были благоприятны для такого экспериментального садоводства, грешили, когда обрушился подъезд дома на улице Куйбышева, 103.
В 1953 году у жителей поселка появилась своя школа, рассчитанная на 880 детей. Она работает до сих пор. Вообще, в начале застройки инфраструктура в поселке планировалась вполне развитая. Так писал в 30-х годах о застройке микрорайона Свердлова архитектор Владимир Пилявский («Сквозь гул моторов… Заводской альбом». Автор-составитель: Владимир Ивашкевич):
«Посредине поселка запроектирована центральная площадь, на которой расположится административный центр поселка с универмагом, гостиницей, почтой и прочими учреждениями городка. На эту площадь с западной стороны выйдет другой проспект, ведущий к клубу и Парку культуры и отдыха, расположенному с запада от поселка в непосредственном примыкании в нему, красивой пересеченной местности вокруг реки Данилихи. Эта сейчас маленькая речка, с помощью несложных инженерных работ должна быть превращена в проточное озеро. Таким образом, Парк культуры и отдыха сможет обеспечить отдых, развлечение и спортивные занятия, как на воде, так и на суше (стадион возле клуба)».
Из бараков – в большие дома
В начале 1950-х завод построил на улице Цеткин большой пятиэтажный дом. Старожилы рассказывают связанный с этим случай. Дом принимала заводская комиссия, и неожиданно явился сам директор завода Анатолий Солдатов. Он придирчиво осмотрел все подъезды и почти не высказал замечаний – все было сделано на совесть, территория приведена в порядок. Но перед одной из дверей какой-то подсобки Солдатов остановился и спросил: а там что? Ему сказали, что это кладовка для инструмента дворников. Солдатов потребовал открыть. Оказалось, нет ключей. Солдатов потребовал взломать дверь… и обнаружилось, что строители весь мусор, готовясь к приходу комиссии, собрали в эту самую кладовку, чтобы потом вывезти. Солдатов тут же отозвал комиссию. Дом сдали только после того, как вывезли мусор.
В те же годы, вместо заводских, бараков поперек улицы Цеткин был возведен большой дом-общежитие, крупнейший из домов для заводчан. Улица прошла через него в арку. В этом общежитии начинали налаживать свой быт многие будущие специалисты моторного завода. Конечно, условия жизни там были несравнимы со «старобарачным поселком», и переезд был для заводчан счастливым событием. В 1970-е годы завод построил еще несколько пятиэтажных общежитий. Эти благоустроенные дома, ставшие заменой бараков, унаследовали их главную особенность: длинные коридоры, в которые выходят двери 11 и 17 метровых однокомнатных квартир.
В 1980-е на улице Клары Цеткин появились три 14-этажных дома, образовавших новый силуэт улицы, спускающейся к самой реке Данилихе. С тех пор улица не менялась – лишь в 2011 году был построен жилой комплекс из двух 16-этажных зданий с благоустроенной придомовой территорией, детской и спортивной площадкой, да добавились к ее небогатой инфраструктуре магазины и кафе. Как не менялось и ее название – в 2008 году, когда в Перми среди общественности и СМИ активно обсуждался вопрос топонимики, об улице Клары Цеткин тоже вспомнили. Правда, шутя. «У нас сейчас можно выйти на улицу, спросить – где находится улица Клары Цеткин, и вряд ли кто тебе ответит. Вот путаница начнется, если переименовывать будут. Старые бы выучить!» – пошутила пермячка в одном из материалов 59.ru.