Небольшое прикамское село Троица с 2013 года периодически посещает китайская делегация. Но не для того, чтобы сходить на экскурсию в дом-музей Василия Каменского, который является гордостью села, и не для того, чтобы полюбоваться уральскими просторами. Гости из Поднебесной едут на берег реки Сылвы к маленькому неприметному памятнику, увенчанному красной звездой, чтобы почтить память предков. В декабре 1918 года на этом месте солдаты Белой гвардии расстреляли 250 китайцев-красноармейцев, находящихся в плену.
Портал 59.ru публикует подробности события, о котором в Троице помнят и говорят до сих пор, но в Прикамье немногие знают.
– Утром наст еще должен быть твердый. Попробуем пробраться, – говорит нам Ольга Яркова, директор дома-музея Василия Каменского. Именно она ежегодно встречает делегацию китайцев, в апреле приезжающих почтить память предков.
Мы едем на машине по узким улочкам села, грязным и рыхлым от еще не растаявшего снега.
– Паркуйтесь здесь. Дальше пешком.
Выходим и спускаемся к берегу Сылвы, который сейчас на берег то и не похож – он сливается с ледяным покрывалом реки. До памятника остается метров 200, но дорога к нему не протоптана. Приходится идти наудачу. Ольга Яркова – впереди, а мы за ней – след в след. Проваливаемся то по колено, то по щиколотку, утопаем в снегу. Наст нагревается под утренним апрельским солнцем и выдержать человека уже не может.
– Вот так и китайцы группой человек в двадцать пробираются к памятнику, друг за другом. Для них это настоящее приключение. И сколько не предупреждай, все равно все надевают кроссовки, а не сапоги или валенки.
Мы, конечно, приехали в сапогах, но и это не спасло – ноги промочили насквозь.
Памятник в виде усеченной пирамиды – высотой метра полтора, увенчан красной звездой. Это уже третий памятник китайским добровольцам. Первый появился в 30-х годах, но его затопило водами Камского водохранилища. Затем установили второй. Его сделал житель Троицы Павел Полыгалов. Памятник снесли в 1995 году, когда земли отдали под индивидуальную застройку.
– Мы, старожилы, тогда очень возмущались. И владельцы коттеджей решили восстановить памятник. В 2013 году его установили в этом месте, на возвышенности берега Сылвы, – поясняет Ольга Яркова.
Как рассказывает кандидат исторических наук, специалист по истории жизни китайцев на Урале Михаил Каменских, во время Гражданской войны большевики призывали представителей других национальностей вступать в ряды Красной Армии. На восточном фронте воевали рабочие китайцы, которых отправили навстречу армии адмирала Александра Колчака, пытавшегося прорваться из Сибири в Пермь.
С 22 по 24 декабря 1918 года китайский батальон вел ожесточенные уличные бои в районе станции Пермь II. Часть китайцев попала в плен. Остатки полка объединились в роту, пополнились новыми бойцами и вскоре вновь вступили в бой у Троицы, но проиграли.
Михаил Каменских говорит, что китайцев не держали в плену и не выстраивали специально, чтобы расстрелять. Их убили во время боя, а тела похоронили в братской могиле. Но в воспоминаниях местных жителей, собранных в 50-х годах по заданию Областного краеведческого музея экспедиционным отрядом Троицкой школы, есть информация о том, что китайцев привезли в село под конвоем, в три партии, и несколько дней держали в плену.
«Вели их колоннами по шесть человек в ряд, одетых по-домашнему, кто в чем, но все были в ватных фуфайках. Первую партию под усиленным конвоем привели 22 декабря, часов в 10-11 вечера, и разместили во дворе поповского дома. В первой партии китайцев было, пожалуй, человек 100 или больше. Этой же ночью их развели по домам крестьян. На второй день, тоже почти ночью, привели вторую партию китайцев и сразу же поместили во дворах местных жителей. Третья партия китайцев, самая малочисленная, была приведена на третий день», – рассказывали местные жители (из книги В. Тюлюпо «Чтобы помнили»).
Китайцев, по словам очевидцев событий, тогда никто не охранял. Они ходили по селу, жестами просили подаяния, потому что их речь никто не понимал. Расстреляли 250 человек на льду реки Сылва с восточной стороны Троицы. Пленных выводили на лед партиями по 30-40 человек и ставили в ряд с метровым интервалом друг от друга, вспоминали местные жители.
«Выстроили их, бедных китайцев...[ ] Расстрел производился в течение трех дней по утрам и вечерам. Многочисленных свидетелей расстрела из числа местных жителей ближе ста метров к месту казни не подпускали. Они рассказывали, что многие китайцы находились в одном белье, некоторые с себя одежду сбрасывали, плевали в сторону палачей, выкрикивали на родном языке слова гнева, возмущения и проклятия», – из воспоминаний местных жителей, опубликованных в сборнике «Чтобы помнили» Владимира Тюлюпо.
– До сих пор ходят разные рассказы о том, кто их расстрелял, – рассказывает Ольга Яркова. – По одной из них – адмирал Колчак приказал расправиться с китайцами. По другой – это были сами красные, которые, вернувшись домой с войны, не ожидали увидеть здесь иностранцев и решили покончить с ними.
Расходятся и версии о том, почему вообще был расстрел. Житель села Владимир Тюлюпо, автор книги «Чтобы помнили» о Троице, писал: «Ходили слухи, что китайцы были причастны к сокрытию золота Колчака, вот их и убили, чтобы похоронить тайну».
Тела расстрелянных, по словам жителей Троицы, больше недели находились на льду Сылвы. Затем их начали подбирать, складывать в сани и отвозить к одному из недостроенных блиндажей (полевое укрытие. – Прим. ред.). Было захоронено 250 китайцев и четверо русских красноармейцев. И это захоронение, к сожалению, ушло под воду во время строительства КамГЭС. Поэтому сам мемориал находится чуть выше братской могилы.
К мемориалу китайцы приезжают в апреле, когда в их стране день памяти. Ольга Яркова рассказывает, что гости молятся у памятника, кланяются, оставляют цветы. Вся церемония занимает около 10 минут.
Подробнее узнать об истории села Троица и расстреле пленных китайцев можно в музее Василия Каменского. Там же вам расскажут, как проехать к памятнику.
В публикации использованы материалы книги «Чтобы помнили» Владимира Тюлюпо и статьи «Участие китайцев в Гражданской войне на Урале: факты и воспоминания» Михаила Каменских.