Город ПД – это «Пермский двигатель»: рассказываем о создании главной надежды российской авиации

ПД – это «Пермский двигатель»: рассказываем о создании главной надежды российской авиации

Второй этап испытаний ПД-14 завершился в мае. В 2018 году его установят на крыло самолета МС-21.

Новейший российский двигатель ПД-14 разрабатывают в Перми | 59.ruНовейший российский двигатель ПД-14 разрабатывают в Перми | 59.ru
Новейший российский двигатель ПД-14 разрабатывают в Перми

ПД-14 – первый двигатель для гражданской авиации, разработанный в России с 1980 годов. Тогда, еще при Советском Союзе, знаменитый ПС-90А тоже спроектировали и собрали в Перми. Сегодня на таких двигателях летает около 246 самолетов – из них 163 пассажирских лайнера. Новый двигатель, который сейчас собирают в Перми, – разработка секретная. 59.ru попытался приоткрыть завесу тайны и узнать о нем поподробнее.

Работа над ПД-14 – двигателем пятого поколения, мощным, но более легким и экономичным, чем его предшественники, началась в 1999 году. Разработку инициировали руководители российских заводов по производству авиадвигателей. Четыре года спустя в России стартовал проект создания среднемагистрального самолета МС-21. Но когда встал вопрос о двигателе для нового лайнера, выбор пал на продукцию американской компании Pratt & Whitney.

Доказывали, что России нужен свой двигатель

Александр Иноземцев считает, что ПД-14 позволит конкурировать с западными компаниями на годы впередАлександр Иноземцев считает, что ПД-14 позволит конкурировать с западными компаниями на годы вперед
Александр Иноземцев считает, что ПД-14 позволит конкурировать с западными компаниями на годы вперед

Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев рассказывал: он годами ходил с проектом создания двигателя ПД-14 по различным кабинетам. Конструктор доказывал чиновникам, что страна нуждается в современном авиационном двигателе, который обеспечит российскому авиадвигателестроению развитие на годы вперед. Переломным в судьбе новейшего авиадвигателя стал 2007 год, когда президент РФ Владимир Путин решил поддержать проект.

– Президент принял волевое решение финансировать этот проект вопреки рекомендациям многих членов правительства. Это была программа создания не конкретного двигателя ПД-14, а целого семейства двигателей на базе определенного набора технологий, который позволит в ближайшие 30 лет конкурировать с нашими западными коллегами, – рассказывал Александр Иноземцев.

В будущем ПД-14 станет основой для целого семейства двигателейВ будущем ПД-14 станет основой для целого семейства двигателей
В будущем ПД-14 станет основой для целого семейства двигателей

Изначально двигатель назвали ПД-12, числом обозначив его проектную тягу – 12 тонн. Аббревиатура ПД расшифровывается как «перспективный двигатель», но в народе букве П придают другое значение – пермский. ПД-14 он стал после того, как решено было увеличить его тягу, соответственно, до 14.

Официальная разработка двигателя ПД-14 началась в 2008 году. Головным разработчиком двигателя стало пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель». В 2012 году был собран первый демонстрационный образец модели.

– Пермское КБ не просто создает двигатель ПД-14 для одного самолета, а разрабатывает целый комплекс технологий, которые позволят в дальнейшем создать целый ряд авиационных и промышленных двигателей. Мы должны сделать так, чтобы на базе одного унифицированного газогенератора производились различные модификации двигателей, отвечающих потребностям мирового рынка, – подчеркивал Александр Иноземцев.

Меньше примесей и шума

Благодаря новым технологиям двигатель стал менее шумным и более экологичнымБлагодаря новым технологиям двигатель стал менее шумным и более экологичным
Благодаря новым технологиям двигатель стал менее шумным и более экологичным

Стоит отметить, что, кроме унифицированного газогенератора, который является сердцем двигателя и может быть использован для создания других моделей силовых установок, в ПД-14 конструкторы воплощают и другие технические новшества. Упрощенная конструкция сокращает расходы на техническое обслуживание и ремонт, двигатель становится менее шумным, а его выброс – менее токсичным. А благодаря снижению веса, по расчетам конструкторов, дальность полета самолета с ПД-14 увеличится примерно на 600 км. Всего в процессе создания ПД были применены 20 новейших сплавов и 16 уникальных технологий.

– Основные преимущества двигателя ПД-14 – это использование новых современных российских материалов, как металлических, так и композитных. Также это применение современных методов проектирования и расчетов, которые позволяют существенно повысить эффективность этого двигателя. Композитные материалы позволят снизить вес, а значит, добиться улучшения топливной экономичности двигателя и самолета. По сравнению с предыдущими поколениями двигателей его эффективность в два-три раза больше, – рассказал телеканалу «Т24» инженер АО «Авиадвигатель» Артем Снитко.

За счет композитных материалов удалось снизить вес двигателяЗа счет композитных материалов удалось снизить вес двигателя
За счет композитных материалов удалось снизить вес двигателя

Разработка нового двигателя изменила жизнь и на самом заводе: пермскому КБ пришлось перевооружать опытное производство. На заводе появились новые измерительные приборы и лазерные комплексы. Над созданием двигателя трудится несколько сотен специалистов конструкторского бюро «Авиадвигатель», инженеры пермских предприятий «Пермские моторы» и АО «ОДК-Стар», научно-производственные объединения со всей страны.

В дальнейшем серийное производство ПД-14 планируется организовать на заводе «Пермские моторы». В этом году «ОДК-ПМ» планирует модернизировать стенд для испытаний авиадвигателей. В ближайшие восемь лет на общую модернизацию предприятия будет потрачено 21,9 млрд рублей. На эти средства будет построена серийная линия для сборки ПД-14 мощностью не менее 50 авиадвигателей в год. Кроме того, в будущем завод собирается создать учебный центр, ремонтное производство и центры техобслуживания.

Запустили, проверили, разобрали и собрали вновь

Испытание ПД-14 проходило на специальной установке стоимостью несколько сотен миллионов рублейИспытание ПД-14 проходило на специальной установке стоимостью несколько сотен миллионов рублей
Испытание ПД-14 проходило на специальной установке стоимостью несколько сотен миллионов рублей

Как любой авиадвигатель, ПД-14 прошел стадию стендовых испытаний, и в октябре 2015 года опытный образец двигателя поднялся в небо под крылом самолета-лаборатории Ил-76ЛЛ.

– Двигатель с порядковым номером 07 после успешно проведенного прошлой осенью первого этапа летных испытаний был снят с летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, разобран на «Пермских моторах» и исследован в АО «Авиадвигатель». После чего был собран повторно, прошел стендовые испытания и 16 ноября вновь поднялся в воздух на крыле Ил-76ЛЛ, – сообщала пресс-служба «ОДК-ПМ».

ПД-14 на крыле самолета-лаборатории Ил-76ЛЛПД-14 на крыле самолета-лаборатории Ил-76ЛЛ
ПД-14 на крыле самолета-лаборатории Ил-76ЛЛ

Общие траты на проект создания ПД-14 оцениваются в 80 млрд рублей. Полноценное серийное производство нового двигателя планировалось начать в конце 2016 года, однако из-за сложности разработки его перенесли на более поздний срок. Пока на «Пермских моторах» в условиях серийного производства было собрано три новых двигателя. Всего за время проекта было создано 12 опытных образцов ПД-14.

– Наше правительство уже вложило в ПД-14 37 млрд рублей. И 13 млрд вложили предприятия, которые вошли в наш пул. И еще столько же нужно вложить, чтобы довести двигатель до ума, развернуть серийное производство, нарастить объемы, качество, обеспечить конкурентную производственную себестоимость, – отмечал Александр Иноземцев.

Создание нового авиадвигателя возможно только при государственной поддержкеСоздание нового авиадвигателя возможно только при государственной поддержке
Создание нового авиадвигателя возможно только при государственной поддержке

Пока в Перми на всех парах готовят ПД-14 к серийному выпуску, «Магистральный самолёт XXI века» МС-21 будет оснащаться двигателями Pratt & Whitney. Свой первый полет с американскими двигателями лайнер совершил 28 мая. Эксперты считают, что эксплуатационные расходы МС-21 с ПД-14 могут быть на 2,5% ниже, чем у версии с импортным двигателем. На крыле российского лайнера пермский двигатель появится в 2018 году.

Буквально на днях пермские конструкторы сообщили, что второй этап летных испытаний ПД-14 на крыле летающей лаборатории успешно завершился. Двигатель испытывали на соответствие штатным параметрам, в которых он будет работать на крыле МС-21. Кроме того, силовую установку испытали на разрушение с отрывом лопаток вентилятора, а на следующем этапе, до конца 2017 года, ПД-14 пройдет сертификацию. После этого двигатель установят на лайнер МС-21.

На крыле МС-21 двигатель ПД-14 установят в следующем годуНа крыле МС-21 двигатель ПД-14 установят в следующем году
На крыле МС-21 двигатель ПД-14 установят в следующем году

– Мы планируем выполнить весь необходимый объем работ к установке двигателя ПД-14 на крыле МС-21 в первой половине 2018 года, – поделился с РБК Александр Иноземцев. – Будет проведена ремоторизация самолета, и пермские двигатели сменят американские PW1400G.

После запуска серийного производства ПД-14 «Пермские моторы» планируют собирать по 50 двигателей в год. В перспективе на базе двигателя ПД конструкторы хотят создать целую линейку турбовентиляторных двигателей с различными тягами от 7 до 20 тонн. В ближайшем будущем пермские конструкторы начнут работу над еще одним перспективным двигателем ПД-35 для дальнемагистральных самолетов. Его разработка продлится около 10 лет, а стоимость проекта составит более 180 млрд рублей.

Фото: Фото и видео с официального сайта «ОДК-Авиадвигатель»/Avid.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
113
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления