26 июня пермские моторостроители отмечают столетие со дня рождения выдающегося пермского конструктора Павла Соловьева. Возле завода «Пермские моторы» прошел памятный митинг, посвященный этой дате. Собравшиеся вспоминали конструктора и возложили цветы к его бюсту на улице Чкалова. Подробности – в нашем материале.
Павел Александрович Соловьев родился 26 июня 1917 года в деревне Алекино Ивановской области. В 1934 году после окончания средней школы он поступил в Рыбинский авиационный институт. После завершения учебы в 1940 году Соловьева направили в Пермь в опытно-конструкторское бюро №19, которое в то время возглавлял знаменитый конструктор Аркадий Швецов.
В 1940-х годах ОКБ-19 занималось разработкой двигателей для многих советских самолетов, в том числе Су-2, Ла-5, Ла-7 и Ту-2. После смерти Аркадия Швецова в 1953 году Павел Соловьев был назначен главным конструктором предприятия и руководил им на протяжении 35 лет, до 1988 года.
Под руководством Павла Александровича пермское ОКБ стало одним из ведущих разработчиков авиадвигателей в СССР. Так, при непосредственном участии главного, а затем генерального конструктора были созданы двигатели для более чем десятка отечественных самолетов: Ту-124, Ту-134, Ил-62М, Ил-76, Ил-96, Ту-154М, МиГ-31, Ту-204, а также вертолетов Ми-6 и Ми-10.
В советские годы под началом Павла Александровича трудились многие нынешние руководители «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермские моторы». В их числе – генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев.
– Большинство из работников предприятия сегодня не застало Павла Александровича, – отметил на торжественном митинге в честь Соловьева Александр Иноземцев. – Роль этого человека в нашей жизни, в жизни страны, в мировом двигателестроении переоценить невозможно. Благодаря его таланту, трудолюбию и терпению были достигнуты огромные успехи страны, – отмечает Александр Иноземцев.
Павел Соловьев стал основоположником двухконтурного газотурбинного двигателестроения в нашей стране. Его разработки опередили время на десятки лет. При нем в авиационных двигателях стали широко применяться алюминий и устанавливаться титановые лопатки.
– Для меня лично, как и для многих, кто с ним работал, он был учителем. Павел Александрович был только с виду добрым, а когда ты ошибался, доброта слетала. Воспитывать и поддерживать он умел. Я считаю, что мы должны помнить нашего учителя, и главное, что мы должны делать в память о нем, – это создавать новые двигатели и развивать тот уникальный стиль, который характерен для пермской конструкторской школы,– добавляет генеральный конструктор
Благодаря стараниям Соловьева пермские двигателестроители и конструкторы сегодня имеют возможность разрабатывать и производить новейшие образцы авиационных моторов, таких как ПД-14.
Бывшие ветераны предприятия сейчас с теплотой вспоминают годы совместной работы с Павлом Александровичем. По их словам, он был гениальным конструктором и хорошим руководителем, а многие проблемы решал на ходу.
– Я пришел работать на предприятие через шесть лет после того, как он стал его главным конструктором и руководителем, – вспоминает бывший генеральный конструктор «Авиадвигателя» Юрий Решетников. – Для меня многое было удивительным. Например, я как-то увидел Соловьева – уважаемого и солидного мужчину, идущего по Комсомольскому проспекту с маленькой дочерью. Для меня было очень удивительно, что такой солидный мужик ведет маленького ребеночка...
В 1961 году Павел Соловьев получил звание профессора кафедры «Авиационные двигатели» Пермского политехнического института, а в 1981 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он был лауреатом многочисленных государственных наград и премий.
– Очень хорошо помню стиль, в котором он проводил совещания, – он очень часто принимал решения прямо на них. Помню: он соберет специалистов, поставит какой-то вопрос, далее идет обсуждение. Вот выбрали направление, казалось бы, Павел Александрович должен сказать: «Ты завтра принесешь мне готовое предложение». Но он берет логарифмическую линейку, быстренько прикидывает на ней, какой должен быть результат. Он уже качественно видел, какой вариант получается, и тут же принимал решение, как мы будем делать, – рассказывает Юрий Решетников.
Павел Соловьев несколько раз избирался депутатом Верховного Совета СССР. На этом поприще Павел Александрович старался помочь пермякам и своим коллегам.
– Одному нашему коллеге требовалась сложная операция. В то время такие делали в одном институте в Москве. Я пришел к нему, как к депутату, и попросил помочь. Он позвонил директору этого института, представился депутатом и попросил о помощи. Мы быстро снарядили заводской самолет и отправили человека в Москву, где прошла успешная операция, – говорит Юрий Евгеньевич.
В конце 1980-х годов при непосредственном руководстве Павла Соловьева в Перми спроектировали и создали абсолютно новый двигатель Д-90А, который стал основным мотором для многих отечественных самолетов, в том числе и для президентского борта Ил-96-300ПУ. В 1987 году министерство авиационной промышленности СССР присвоило двигателю индекс «ПС» от аббревиатуры «Павел Соловьев».
Сейчас пермские моторостроители и конструкторы создают новый двигатель пятого поколения для среднемагистральных самолетов ПД-14, а в течение десяти лет планируется разработать принципиально новый двигатель для дальнемагистральных и грузовых самолетов ПД-35. База для этих проектов в Перми была создана благодаря трудолюбию и старанию Павла Александровича Соловьева. Скончался знаменитый конструктор 13 октября 1996 года.
В честь столетия знаменитого конструктора 26 июня в Перми прошел торжественный митинг и возложение цветов к его памятнику. Также все горожане смогут познакомиться с историей Павла Соловьева на площади возле Театра-Театра, где под открытым небом открылась фотоэкспозиция архивных снимков из жизни конструктора.