Мы продолжаем проект о коллекционерах, тесно связанных с Пермской художественной галерей. Ранее 59.ru рассказывал о семье Курановых – собирателях старинного русского фарфора, о Викторе Селиванове – коллекционере живописи серебряного века – и об Аркадии Константинове, который вообще создал в собственной квартире целый музей антиквариата.
47-летний коллекционер из Перми Марсель Губайдуллин, о котором мы рассказываем сегодня, большую часть жизни посвятил космосу, так ни разу не побывав на орбите. Он летал в невесомости, прыгал с парашютом, готовил космонавтов, но сам в ракету сесть не смог – рост не позволил. Тогда Марсель решил: если к звездам ему попасть не суждено, он создаст на земле собственный космос – фарфоровый. Сейчас в его собрании уже около 200 экспонатов, которые постоянно гастролируют по российским музеям. Несколько находится в Пермской художественной галерее на выставке «Взгляд в СССР».
– Я всегда думал о небе. Наверное, большую роль в этом сыграла школа №31, в которой я учился. Там была распространена, в хорошем смысле, военная пропаганда. А еще в Перми постоянно летали военные самолеты, – меня это сильно впечатляло и вдохновляло, – рассказывает Марсель. – После 11-го класса я пытался поступить в Пермское военное училище, но не смог. Говорят, была установка – местных не брать, потому что часто домой бегают. Тогда поступил в политех, но через год отчислился и отправился в Киев – в Высшее военное авиационно-инженерное училище.
Окончив училище с красным дипломом, Марсель получил распределение в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК им Гагарина).
– Прошел переподготовку, благо, здоровье позволяло. Стал готовить космонавтов во время полетов на невесомость на самолете-лаборатории Ил-76МДК. Участвовал в программах специальной парашютной подготовки космонавтов, погружениях под воду в гидролаборатории ЦПК. Участвовал в экстремальных тренировках по выживанию в различных климатогеографических зонах. Читал лекции по кинофотоподготовке. В составе оперативной группы принимал участие в подготовке экипажей к стартам на космодроме Байконур. Но сам в космос не слетал – слишком высокий был для этого, да и набор в отряд космонавтов в то время не производился.
В 2004 году Марсель закончил со службой, но не с космосом. Устроился в российское представительство компании Space Adventures в Москве (занимается космическим туризмом. – Прим. ред.). А в 2012-м случайно открыл для себя новый космос – фарфоровый.
– Ни я, ни кто-то из моих родственников раньше не были собирателями. Все произошло спонтанно. В 2012 году, когда начали развиваться социальные сети, я решил найти себе аватарку для аккаунта в Facebook и по запросу «космос» наткнулся на фотографии фарфоровых фигурок, выполненных в этой теме. Они мне так понравились! Начал смотреть другие и решил заказать несколько штук.
Марсель погрузился в фарфоровый космос с головой. Он регистрировался на разных тематических сайтах и форумах, участвовал в аукционах, искал знатоков и искусствоведов, которые помогали выбирать экспонаты для коллекции и осваиваться на новом поприще. Так в его собрании появился единственный в своем роде «неформальный» бюст Юрия Гагарина, расписной чайник с автографом Алексея Леонова и тарелка с автографом Валентины Терешковой.
– Многие меня отговаривали – мол, ничего особого в теме космоса изготовители фарфора не делали, собирать сложно будет. Но мне от этого становилось еще интереснее! Я ни разу не пожалел о своем увлечении и, самое главное, вижу результат. Иногда встречаю людей, которые десятилетиями собирают и стали уже настоящими искусствоведами, а они смотрят на мои экспонаты и поверить не могут, что такое вообще выпускали, и что я смог это где-то откопать.
Новые работы для коллекции Марсель находит на аукционах, барахолках и, как он говорит, с помощью сарафанного радио. Он покупает, но сам не продаёт.
– Я не делаю из своего увлечения бизнес. Считаю, что если заниматься коллекционированием, то с душой, а зарабатывать можно на чем-то другом, – говорит Марсель. – Да и в моей жизни в этой теме все происходит спонтанно, уникальные работы часто сами собой приходят в руки. Как можно просто взять и отказаться от них, пусть даже за хорошие деньги?
– А дорогое это удовольствие – коллекционировать фарфоровый космос?
– В советские времена это было дорого. А сейчас все зависит от редкости изделия и от алчности продавца, – смеется коллекционер. – Но когда ты набираешься опыта, по-другому смотришь на вещи. И в итоге, оказавшись рядом с хорошим, но очень дорогим предметом, понимаешь, что таких денег он не стоит… и проходишь мимо.
– Коллекционеры не любят говорить о стоимости экспонатов своих собраний. А вы можете сказать, сколько стоит чашка или фигурка с космическим рисунком?
– Здесь все относительно, разброс цен очень большой. Недавно мне предлагали один сервиз за 300 тысяч рублей. Я не купил его за эти деньги и тут же нашел такой же сервиз в Америке на аукционе за 90 долларов.
– У вас есть единственные в своем исполнении работы?
– Большинство моих предметов в коллекции выполнены в единственном экземпляре. Например, бюст Юрия Гагарина скульптора Андрея Корсикова. Это единственный подобный экземпляр – космонавт не в кителе, а в рубашке. Мы с искусствоведами пришли к мнению, что этот бюст Корсиков сделал перед тем, как создать второй, разошедшийся затем по магазинам. Гагарин ведь был как икона, герой, и неподобающе его показывать в рубахе. Нужна была официальность, поэтому пришлось бюст переделать, «переодеть».
В коллекции Марселя лишь несколько работ созданы на зарубежных заводах. Основа его собрания – советский фарфор.
– У меня есть экспонаты из Японии, Франции, Китая, но купил я их для того только, чтобы показать разницу с советскими заводами. Наши работы глубиннее, живее, что ли. Советская школа была очень сильна формами. По этим формам отливались удивительные работы. Вот эту, например, сделал Виктор Ропот (один из создателей олимпийского мишки). Один экземпляр стоит в музее Дулевского завода, а второй был специально изготовлен для меня.
Всю эту неземную красоту Марсель хранит дома в обычном стеклянном шкафу.
– На полках дома все плотно стоит, не как в музее, конечно. Особо за работами я не ухаживаю. С 2012 года даже ни разу не протирал, да и экспонаты все время ездят по выставкам, – говорит собиратель. – Я не думал о том, что дальше будет с моей коллекцией. Но точно знаю одно – это всегда будет именно фарфоровый космос. Потому что в такие работы мастера вкладывают душу, они оживляют их.
У Марселя есть ещё одно увлечение – фотография. В ЦПК им. Гагарина пермяк читал лекции и проводил практические занятия по кинофотоподготовке, учил космонавтов пользоваться камерой и красиво снимать Землю, звезды, планеты.
– Вы все ещё хотите полететь в космос?
– Знаете, у меня уже возраст не тот. К тому же, нужна серьезная подготовка. Это желание оказаться на орбите я уже пережил. И, готовя космонавтов, работая в этой сфере, коллекционируя, я периодически задумываюсь о том, что в космос будто бы слетал. И не раз.