Портал 59.ru начинает новый проект «Архитектурные сокровища Перми». Мы расскажем не только об известных пермских памятниках архитектуры, но и о тех, которые не попадают в экскурсионные маршруты. Узнаем историю пермских зданий, мифы и легенды о них, а также выясним, каково это – жить или работать в памятнике архитектуры.
Этот памятник архитектуры видел каждый, кто хоть раз гулял по Пермской. Небольшой сине-белый кирпично-деревянный домик летом прячется за кронами деревьев. Этот теремок – объект культурного наследия регионального значения, официально он называется «Дом жилой О. С. Мелешко». Никто не знает точную дату его постройки, но на карту Перми дом попал в начале XX века. Это здание – часть усадебного комплекса, окна домика украшены деревянными резными наличниками, а над парадным входом до сих пор сохранился навес с декоративной металлической кованой решеткой. На решетке вензель «ОМ» – инициалы хозяйки. В отделке фасада дома использованы элементы стиля модерн.
Чтобы узнать об этом доме побольше, мы обратились в краевой архив. Но там о доме не сохранилось почти никаких записей. Только сведения о неком Роберте Флориановиче Мелешко – враче-ординаторе Александровской больницы (сегодня – Пермская краевая клиническая больница, названа в честь императора Александра I), приехавшем в Пермь из Санкт-Петербурга. А инициалы О.С. в официальном названии дома принадлежат Ольге Соломоновне Мелешко, вдове Роберта Мелешко.
По Табелю о рангах Роберт Мелешко был коллежским советником (этот же чин имел Чичиков в произведении Николая Гоголя «Мертвые души», он соответствовал чину армейского полковника). Сегодня всё, что осталось как воспоминания о нём – дом и маленькая бумага, свидетельство о смерти потомственного дворянина В. М. Ржевского с печатью врача, хранящаяся в госархиве.
Да еще в журнале «Интеллигенция и мир» описан случай, произошедший с Робертом Флориановичем 18 июля 1918 года. Незадолго до этой даты в Москве выступали левые эсэры, а в Перми по этому же поводу проводился митинг в городском театре. Во время речи оратора-коммуниста в зал с двумя тысячами человек бросили бомбу. Пострадавших от взрыва было немного. Роберт Мелешко считался представителем «старого режима», поэтому по решению губернской ЧК его арестовали вместе с другими представителями интеллигенции. Через несколько дней все арестованные были освобождены под подписку и поручительство.
Старожилы говорят, что сам врач не жил в доме на Пермской, 49, так как умер до того, как дом построили – в каком году и от чего – неизвестно. В историю теремок вошел, как собственность его жены, Ольги Мелешко. В 1931 году образовался Пермский медицинский институт, и из дома сделали коммуналку для его сотрудников. По слухам, в конце жизни Ольга была совсем одна, за ней ухаживали и кормили ее преподаватели из мединститута. Умирая, она завещала свои вещи и мебель Пермскому театру оперы и балета. Однако никаких документов не сохранилось, и проверить это невозможно. В 1960-е сотрудникам института, жившим в доме, разрешили оформить квартиры в собственность, что они и сделали, а потом продали жилье в центре города.
Сейчас дом разделен на семь квартир, одна из них находится в подвальном помещении – во времена Мелешко здесь располагалась прачечная. Семье, живущей здесь сегодня, она досталась от двоюродной бабушки, которая умерла в 1985 году. По словам Михаила – собственника квартиры, в помещении была голая земля вместо пола и кирпичные стены. Во время ремонта нашли молитвослов XIX века, который стал семейной реликвией.
– Многие жильцы видят здесь привидения, – рассказал 59.ru Михаил. – Есть легенда, что в этом доме во время Гражданской войны жил начальник Колчаковской контрразведки, а в подвале пытали людей. Я нигде не нашел подтверждения этой информации, но, когда мы сюда въехали, творились жуткие вещи. В комнатах начинал мигать свет, мы с женой видели силуэт висельника. Однажды жене приснилось, что вся комната наполнена людьми, которые смотрят на нее и молчат. Во сне она сказала им: «Мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте». Так мы подружились с привидениями, и больше они нас не беспокоят.
Сегодня, по словам Михаила, жильцов дома гораздо больше тревожат мирские вещи – коммунальные проблемы. Например, 15 июля семья вернулась с дачи в квартиру, в которой на тот момент было по колено воды – днем шёл ливень. Жильцы написали жалобы в районную администрацию, сейчас ждут ответа и думают подавать в суд. Был случай, когда ливневая канализация не справилась с потоком дождевой воды, и ее просто слили в канализационный колодец. Он переполнился, и вода хлынула в квартиры жильцов.
Из-за того, что дом малоэтажный, жильцам приходится платить за теплоснабжение по двойному тарифу – согласно постановлению правительства Пермского края от 2014 года, порядок расчетов был изменен и оплата выросла в среднем на 70%. Кроме того, дом не подключен к газопроводу, поэтому жильцы используют баллоны. Канализация и водопровод на Пермской, 49 появилась только в 1980-х. До этого туалет был на улице, а за домом стояла колонка, которую убрали около семи лет назад.
– Я переехал сюда с городской окраины в 2006 году, – рассказывает Михаил. – И меня поразило, что в центре города я утром выхожу на работу, а навстречу мне идут люди с коромыслами и ведрами.
Несмотря на коммунальные проблемы и непростое прошлое дома, жители любят его. Летом они сажают рядом с домом цветы, сами красят фасад, стараясь сделать свой «теремок» еще более сказочным. Соседи передают легенды и слухи, связанные с этим домом, из поколения в поколение, и его история становится все более таинственной и интересной.