Город Не мифический ящер, а щука: ученые ПГНИУ нашли разгадку образов пермского звериного стиля

Не мифический ящер, а щука: ученые ПГНИУ нашли разгадку образов пермского звериного стиля

Они предложили изучить предметы с точки зрения биологов, географов и охотников.

Ученые пришли к выводу, что многие предметы пермского звериного стиля ранее были описаны и расшифрованы неверно

Ученые ПГНИУ проанализировали десятки работ других исследователей и пришли к выводу, что многие предметы пермского звериного стиля были описаны и расшифрованы неверно. Наши эксперты предложили новый метод истолкования образов – с позиции географов, биологов и охотников.

Авторами идеи стали Виктор Акимов, старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы и заведующий лабораторией биогеографии, а также его коллега Павел Ширинкин, доцент кафедры социально-экономической географии, кандидат наук.

– В 1983 году я прочитал книгу «Кто есть кто в "Слове о полку Игореве"». Автор Георгий Сумаруков нашел целый ряд филологических и зоологических несоответствий, а также проанализировал неестественные особенности поведения зверей и птиц, которые упоминались в этом произведении. Результаты показались мне очень интересными, – говорит 59.ru Виктор Акимов. – Когда Павел Сергеевич Ширинкин предложил мне изучить и описать объекты пермского звериного стиля с точки зрения биогеографа, эколога и охотника, я не только сразу согласился, но и тут же вспомнил эту книгу, провел аналогию. Стало интересно разобраться, насколько справедливы и объективны описания этих объектов нашими предшественниками – другими учеными – историками, археологами, культурологами, философами.

Ученые ПГНИУ предложили свой метод трактовки образов пермского звериного стиля

Как говорят ученые ПГНИУ, предметы пермского звериного стиля изучают больше 300 лет, однако вся система исследований состоит из клише и стереотипов.

– Некоторые из них очевидно ошибочны. Поэтому так важен новый взгляд. Тем более что этот стиль совершенно необычен, нигде в мире больше не встречается и мог бы быть одним из раскрученных брендов Пермского края, – отмечает Виктор Акимов.

Авторы работы говорят, что раньше никто не рассматривал предметы пермского звериного стиля глазами географа, биогеографа, эколога и даже обыкновенного охотника.

– А ведь речь идет о совершенно новой точке зрения, других трактовках изображений и серьезных опровержениях известных и общепринятых научных описаний, – объясняют авторы исследования.

Виктор Акимов и Павел Ширинкин поясняют: раньше большинство ученых считали, что в образах пермского звериного стиля изображались божества, окруженные мифическими драконами и ящерами – символами связи человека с духами. Только отдельные исследователи находили в изображениях представителей местной фауны.

– На самом же деле древние мастера пытались показать место человека в природе, его взаимосвязи с животными. А то, что этих животных было немного, что их трудно было добывать, определило и отношение людей к ним – обожествление, – объясняет Виктор Акимов.

По словам ученых, на образы можно взглянуть с позиции биологов, географов или охотников

Вот, например, сюжет на бронзовой бляхе, найденной возле деревни Ныргында (бывший Сарапульский уезд Вятской губернии). Некоторые исследователи называют это классическим изображением мифологического «ящера», «хозяина моря».

– Но видно, что речь идет о крупной щуке, внутри которой изображены более мелкие рыбы, вероятно, для того чтобы показать ее хищный образ жизни, – рассказывают ученые ПГНИУ. – Рыба помещается в основание отливки, так как обитает ниже уровня земли – в воде (реке), а стоящий человек демонстрирует свою иерархию в пищевой цепочке.

Исследователи говорят, что, расшифровывая образы пермского звериного стиля, можно узнать много о тех животных, которые обитали раньше в Прикамье, определить их виды, численность, распределение.

– В большинстве источников авторы пишут только «птица» или добавляют «большая птица», «маленькая птица». Полагаем, что орнитологи и биогеографы вообще должны увидеть здесь целое «поле» для своих исследований. Любой зоолог или охотник визуально четко определит не только вид птицы по ее контурам в предмете пермского звериного стиля, но отличит самку от самца, – отмечают Виктор Акимов и Павел Ширинкин в своей работе. – Некоторые образы не похожи на реальных животных только потому, что древние мастера использовали технологию полого литья.

Некоторые исследователи называют это классическим изображением мифологического «ящера», «хозяина моря»

Виктор Акимов поясняет, что географическое и биологическое исследование предметов пермского звериного стиля будут продолжены. О том, что изучено уже сейчас, можно почитать в статье. В планах – расшифровать и идентифицировать все образы и, возможно, составить собственный справочник.

Пермский звериный стиль – разновидность звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII века до нашей эры – XII века нашей эры лесной и лесотундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея–Оби. Предметы, выполненные в зверином стиле, есть во многих музеях России, в том числе в Чердынском краеведческом музее, коллекциях Пермского государственного университета, Государственного исторического музея, государственного Эрмитажа и других.

Фото: Museum.perm.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления