Ученые ПГНИУ проанализировали десятки работ других исследователей и пришли к выводу, что многие предметы пермского звериного стиля были описаны и расшифрованы неверно. Наши эксперты предложили новый метод истолкования образов – с позиции географов, биологов и охотников.
Авторами идеи стали Виктор Акимов, старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы и заведующий лабораторией биогеографии, а также его коллега Павел Ширинкин, доцент кафедры социально-экономической географии, кандидат наук.
– В 1983 году я прочитал книгу «Кто есть кто в "Слове о полку Игореве"». Автор Георгий Сумаруков нашел целый ряд филологических и зоологических несоответствий, а также проанализировал неестественные особенности поведения зверей и птиц, которые упоминались в этом произведении. Результаты показались мне очень интересными, – говорит 59.ru Виктор Акимов. – Когда Павел Сергеевич Ширинкин предложил мне изучить и описать объекты пермского звериного стиля с точки зрения биогеографа, эколога и охотника, я не только сразу согласился, но и тут же вспомнил эту книгу, провел аналогию. Стало интересно разобраться, насколько справедливы и объективны описания этих объектов нашими предшественниками – другими учеными – историками, археологами, культурологами, философами.
Как говорят ученые ПГНИУ, предметы пермского звериного стиля изучают больше 300 лет, однако вся система исследований состоит из клише и стереотипов.
– Некоторые из них очевидно ошибочны. Поэтому так важен новый взгляд. Тем более что этот стиль совершенно необычен, нигде в мире больше не встречается и мог бы быть одним из раскрученных брендов Пермского края, – отмечает Виктор Акимов.
Авторы работы говорят, что раньше никто не рассматривал предметы пермского звериного стиля глазами географа, биогеографа, эколога и даже обыкновенного охотника.
– А ведь речь идет о совершенно новой точке зрения, других трактовках изображений и серьезных опровержениях известных и общепринятых научных описаний, – объясняют авторы исследования.
Виктор Акимов и Павел Ширинкин поясняют: раньше большинство ученых считали, что в образах пермского звериного стиля изображались божества, окруженные мифическими драконами и ящерами – символами связи человека с духами. Только отдельные исследователи находили в изображениях представителей местной фауны.
– На самом же деле древние мастера пытались показать место человека в природе, его взаимосвязи с животными. А то, что этих животных было немного, что их трудно было добывать, определило и отношение людей к ним – обожествление, – объясняет Виктор Акимов.
Вот, например, сюжет на бронзовой бляхе, найденной возле деревни Ныргында (бывший Сарапульский уезд Вятской губернии). Некоторые исследователи называют это классическим изображением мифологического «ящера», «хозяина моря».
– Но видно, что речь идет о крупной щуке, внутри которой изображены более мелкие рыбы, вероятно, для того чтобы показать ее хищный образ жизни, – рассказывают ученые ПГНИУ. – Рыба помещается в основание отливки, так как обитает ниже уровня земли – в воде (реке), а стоящий человек демонстрирует свою иерархию в пищевой цепочке.
Исследователи говорят, что, расшифровывая образы пермского звериного стиля, можно узнать много о тех животных, которые обитали раньше в Прикамье, определить их виды, численность, распределение.
– В большинстве источников авторы пишут только «птица» или добавляют «большая птица», «маленькая птица». Полагаем, что орнитологи и биогеографы вообще должны увидеть здесь целое «поле» для своих исследований. Любой зоолог или охотник визуально четко определит не только вид птицы по ее контурам в предмете пермского звериного стиля, но отличит самку от самца, – отмечают Виктор Акимов и Павел Ширинкин в своей работе. – Некоторые образы не похожи на реальных животных только потому, что древние мастера использовали технологию полого литья.
Виктор Акимов поясняет, что географическое и биологическое исследование предметов пермского звериного стиля будут продолжены. О том, что изучено уже сейчас, можно почитать в статье. В планах – расшифровать и идентифицировать все образы и, возможно, составить собственный справочник.
Пермский звериный стиль – разновидность звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII века до нашей эры – XII века нашей эры лесной и лесотундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея–Оби. Предметы, выполненные в зверином стиле, есть во многих музеях России, в том числе в Чердынском краеведческом музее, коллекциях Пермского государственного университета, Государственного исторического музея, государственного Эрмитажа и других.