Мошенники – отличные психологи. Они умело вытягивают из людей информацию, а потом используют ее, чтобы завладеть их деньгами. Как не попасться на удочку и не стать жертвой мошенников, рассказали в краевом МВД.
За восемь месяцев этого года в Пермском крае совершено более трех тысяч мошенничеств. Как поясняют в уголовном розыске, преступники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать сведения о себе, своих близких, данных банковских или расчетных счетов, либо совершать те или иные действия.
– Сумма ущерба от действий мошенников в ряде случаев составляла более 100 тысяч рублей, – рассказал начальник отделения по раскрытию мошенничеств и дистанционных преступлений Роман Теплоухов.
Стать жертвой мошенников можно, продавая или покупая товары в интернет-магазинах или при помощи сайтов с объявлениями.
– Потерпевшие сами дают объявления о продаже того или иного товара, им звонят лжепокупатели и просят сообщить реквизиты их банковских карт якобы для перевода денег за товар. Ну а затем деньги просто исчезают со счета, – пояснил полицейский.
Также украсть деньги с карты можно при помощи компьютерного или телефонного «вируса». Часто злоумышленники взламывают аккаунты в соцсети и от имени владельца странички рассылают его друзьям просьбы помочь деньгами.
Как не стать жертвами телефонного мошенничества:
при телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям;
перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, якобы от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и уточнить все интересующие вопросы. Также можно позвонить своим близким, которые хорошо ориентированы в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета. Следует запомнить – ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;
не сообщать незнакомым людям данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, то есть любую личную информацию;
не осуществлять предоплату за товар или обещанную услугу, производить оплату только по их фактическому получению.
Как не стать жертвой интернет-мошенничества:
внимательно изучить информацию сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую являются признаками мошенничества;
получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»;
нельзя сообщать (а уж тем более посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами.
Как не стать жертвами лжепредставителей различных служб (социальных, коммунальных и т. д.):
не впускайте в дом посторонних людей, кем бы они ни представлялись, пока не покажут свои документы. Перезвоните в организацию, от которой они пришли, и убедитесь в этом;
не верьте тем, кто предлагает медицинские препараты и лекарства, излечивающие от всех болезней, или самый вкусный мед по сниженной цене. Скорее всего, это обман;
проверяйте в ресурсоснабжающих организациях и управляющих компаниях, действительно ли в дом направлены специалисты для проверки (установки) счетчиков на электричество, воду и т.п. Если специалистов не посылали, дверь лучше не открывать. Также можно позвонить соседям и поинтересоваться, приходили ли к ним коммунальщики.