В СМИ началось обсуждение возможного повышения акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако эксперты успокаивают – рост цен на бензин окажется незаметным. Чтобы разобраться в ситуации, 59.ru выяснил, из чего состоит цена литра бензина и стоит ли ждать удара по кошельку большинства пермяков.
Будут ли повышаться цены?
О поэтапном повышении акцизов на топливо сообщил в сентябре глава Минфина Антон Силуанов. По словам министра, рост акцизов произойдет дважды: 1 января и 1 июля. Оба раза к акцизам прибавится по 50 копеек. При этом глава Минфина считает, что повышение акцизов не должно сказаться на росте цен. Собранные таким образом деньги власти планируют потратить на ремонт дорог.
– Разработчики инициативы двухэтапного повышения акцизов в следующем году говорят, что цены на бензин повысятся всего на 1%. Тем не менее уже сейчас можно предположить, что рост цен будет несколько выше. Повышение акцизов в следующем году также совпадает с периодами, когда ряд важных нефтеперерабатывающих мощностей страны останавливается для плановой модернизации, – рассказал эксперт Института современного развития Никита Масленников федеральному агентству новостей.
Но стоит ли на самом деле ждать повышения налогов на горючку? Разговоры о росте акцизов и как следствие повышении цены на топливо появляются в СМИ каждый год. Если обратиться к статистике, в этом году ценники на бензин и солярку на российских заправках выросли всего на 4,9%. В Пермском крае с января по август цены на бензин подросли еще меньше, чем в среднем по России, – на 4,5%. Если в январе 2017 года средняя стоимость литра самого популярного бензина АИ-92 на пермских АЗС составляла 35,87 рубля, то в августе литр 92-го стоил 37,06. В пределах 1,5 рубля подорожали бензин АИ-95, дизельное и газомоторное топливо. В августе рост цен на заправках практически остановился и составил всего 0,2%.
Получается, что, несмотря на рост акцизов в прошлом году, цена на топливо увеличилась не так значительно, как ожидалось ранее. Аналогичная ситуация произошла с ценами на продукты, на которые, по мнению обывателей, непосредственно влияет стоимость бензина – в частности, потому что дорожает транспортировка товаров. Однако, если разобраться, в розничной стоимости хлеба или овощей транспортная составляющая не превышает 10-15%. Поэтому незначительное повышение цены бензина или дизельного топлива никак не отразится на стоимости продуктовой корзины большинства пермяков.
О том, что стоимость бензина не будет расти в связи с повышением акцизов, говорят и в Федеральной антимонопольной службе.
– Фактор повышения акцизов не может существенно повлиять на цену. Бывали изменения акцизов и на гораздо большую величину. Все-таки есть основания рассчитывать, что мы будем находиться в рамках общего тренда – близко к инфляции (4%), – заявил в сентябре федеральным СМИ замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
Из чего складывается стоимость бензина?
По данным Росстата, потребительские цены на бензин – грубо говоря, его стоимость на заправке – в августе 2017 года, как и год назад, в среднем по России превышали цены производителей топлива в два раза. Так происходит потому, что половину розничной цены топлива на АЗС Пермского края и других регионов составляют акцизы, не входящие в себестоимость нефтепродуктов.
Давайте разберемся, как формируются цены на бензин. Оказывается, ценообразование в России, как и в других странах мира, зависит от затрат на добычу нефти, её переработку, транспортировку и розничной наценки. Пропорции этих затрат различаются от страны к стране и формируют окончательную стоимость топлива на внутреннем рынке государства.
Российского потребителя долгое время удивляет противоречие: как так – стоимость сырой нефти в последние годы падает, а цена на бензин и дизтопливо постоянно растет. Однако, если разобраться, в литре топлива стоимость исходного сырья составляет всего около 5%. Поэтому рост или падение цены за баррель нефти практически никак не сказывается на отечественных покупателях. По 15% – наценки АЗС и нефтеперегонных заводов, около 17% – транспортная составляющая.
Остальные 50-60% от стоимости бензина (около 20 рублей) составляют акциз и различные налоги: на добавленную стоимость (НДС), на транспортировку, на добычу полезных ископаемых. Ставка акциза в 2017 году не повышалась и составляет 13,1 тыс. рублей за тонну бензина. Получается, что доля акциза составляет примерно 35% от розничной цены литра топлива (около 10 рублей).
Почему же в России одна цена за литр бензина, а, например, в США – другая? В Америке на розничную цену бензина очень сильно влияют транспортные расходы, которые могут превышать 50% от стоимости топлива. В Европе к транспортным затратам добавляется высокая налоговая нагрузка до 60%. Поэтому в большинстве европейских государств цена бензина может превышать 100 рублей за литр. Кроме того, на Западе стоимость сырой нефти составляет около 20% от доли розничной цены бензина, поэтому колебания на нефтяном рынке отражаются на ценообразовании.
Эксперты подчеркивают, что если в России повышение акцизов состоится, то оно не скажется на росте цен. Кроме налогов, стоимость бензина будет зависеть от конкуренции на рынке АЗС. К примеру, частные заправки будут стараться держать цену ниже, чем у крупных сетевых игроков, чтобы хоть как-то сохранить покупателей. Но и ведущие компании на рынке также будут сдерживать рост цен.
Например, крупные операторы розничного рынка, такие как «ЛУКОЙЛ», устанавливают цены на нефтепродукты независимо от местоположения АЗС. Цены на бензины и дизельное топливо одинаковые и на заправках, расположенных рядом с нефтеперерабатывающим заводом, и на АЗС, расположенных в отдаленных от заводов регионах.
– Прямой зависимости цены бензина от повышения акцизов нет, поскольку розничное ценообразование особенно зависит от спроса, от уровня конкуренции, от независимой розницы или автозаправки нефтяных компаний. Игроки этого рынка, конечно, будут сдерживать рост цен. Соответственно, остальные тоже не смогут их повышать, – заявил федеральным СМИ исполнительный директор российского топливного союза Григорий Сергиенко.
Представители топливно-энергетической отрасли говорят, что повышение акцизов никак не отразится на их доходах и только увеличит издержки компаний из-за увеличившихся налогов. Зато нефтеперерабатывающие заводы смогут заработать на производстве асфальта и битума, ведь собранные акцизы пойдут на ремонт дорог в регионах.
По словам экспертов, рентабельность производства бензина сейчас очень низкая из-за высоких внутренних транспортных издержек и постоянного роста налогового бремени. «За что купили, за то и продали», – добавляют они.
Аналитики полагают, что, несмотря на рост налоговой нагрузки, стоимость топлива в России в ближайшие годы останется достаточно низкой по сравнению с другими странами мира. «Государство проводит взвешенную политику, поэтому бензин останется вполне доступным для большинства населения», – резюмируют эксперты.