Идея организовать бизнес по доставке фермерских продуктов «Ешь Фреш» появилась в Перми в 2014 году — два студента из Высшей школы экономики представили этот проект в качестве курсовой работы. Три года спустя, в сентябре 2017 года, его перекупили бизнесмены. Сейчас его собираются расширять. Мы поговорили с новыми хозяевами «Ешь Фреш» о том, насколько это выгодно — выступать посредником между пермскими фермерами и потребителем.
От стартапа к сайту: начало
Бизнес по доставке фермерских продуктов пермский бизнесмен Константин Фоминых приобрел осенью этого года. Сумма сделки не разглашается — коммерческая тайна.
— К тому моменту, когда мы начали переговоры о его покупке, сайт только запустился — работал примерно четыре-шесть месяцев, — говорит Константин Фоминых. — Но мы взялись, так как посчитали, что это довольное интересное дело.
На момент покупки «Ешь Фреш» у их бывших владельцев были заключены 18 договоров с фермерами по всему Пермскому краю. Развитию бизнеса посодействовал Минсельхоз: студентам, разработчикам сервиса, предоставили обширную базу фермеров, которых они обзванивали и предлагали сотрудничество. На старте им помогла крупная инвестиционная компания. Правда, для того чтобы выйти в плюс в нынешнем состоянии, нужно работать не менее года, говорит гендиректор «Ешь Фреш» Анастасия Стрекаловская.
— Думаю, для того чтобы развивать этот бизнес с нуля, нужно не менее 500 тысяч рублей, — рассказывает 59.ru Анастасия. — Но ребята создавали этот сайт самостоятельно. В наших реалиях создание сайта будет стоить 150 тысяч рублей, зарегистрировать предприятие еще примерно 10 тысяч рублей. Кроме того, нужно, чтобы у тебя в команде были два-три сотрудника — первый будет заниматься фермерами, второй — клиентами, а третий, к примеру, — финансами. Зарплата каждого — около 30 тысяч рублей. Плюс курьеры и расходы на бензин: до каждого из фермеров нужно доехать.
Основная площадка для развития бизнеса по доставке продуктов — это сайт. Поэтому важно его продвижение. Константин Фоминых отмечает: ставка специалиста по продвижению в соцсетях — еще примерно 30 тысяч рублей. В целом бюджет на соцсети — 50 тысяч рублей в месяц, сюда включены расходы на рекламу.
Фермеры: особенности работы
До заключения договора с тем или иным фермером владельцы «Ешь Фреш» сами едут к нему, знакомятся, пробуют продукцию.
— У фермера должны быть все необходимые сертификаты на то, что он может осуществлять предпринимательскую деятельность — в том числе рекомендации от Роспотребнадзора, справки от ветеринара, — отмечает Анастасия. — Кроме того, мы предупреждаем о внезапных проверках: мы можем в любое время приехать со специалистом на «контрольную» закупку. Если речь идет о мясе, то на любой убой вызывается ветеринар и ставит пробу. Аналогичная ситуация с молочной и другой промышленностью — каждая партия товара осматривается специалистом, и ставится штамп о том, что она готова к реализации.
Если стороны все устраивает, между «Ешь Фреш» и фермерами заключается договор. В нем в процентах прописывается, какая часть выручки за конкретный товар пойдет фермеру, а какая — площадке продажи. Минимальная ставка «Ешь Фреш» — 10%.
В договоре также прописывается, сколько продукции фермер может регулярно предоставлять сервису.
— То есть если у нас резко вырастет спрос, мы не можем приехать к хозяину фермы и сказать: «Давай нам 100 яиц вместо 50», — говорит Константин Фоминых.
Закупают продукты у фермеров каждые понедельник, среду и пятницу. Скоропортящаяся продукция хранится в морозильных камерах. Наличие таких камер — важный момент для бизнеса, работающего со скоропортящимися продуктами. Владельцы бренда «Ешь Фреш» отмечают, что удобнее всего в таком случае использовать уже существующие базы — торговые или при ресторанах.
— Мы сейчас находимся на базе ресторана «Экспедиция» — там мы арендуем морозильные камеры, — говорит Анастасия. — Шеф-повар ресторана участвует в приемке продуктов.
Есть и обратная связь: к «Ешь Фреш» обращаются сами фермеры, которые намерены сбывать свою продукцию.
— Например, недавно ко мне обратился новоиспеченный владелец небольшой сыроварни, который покупает у местных фермеров молоко и яйца и сам сейчас готов сбывать свою продукцию через нас, — говорит Константин Фоминых.
За какие деньги продавать молоко, или Как выйти на самоокупаемость
— Как правило, мы стараемся формировать цену на фермерскую продукцию, исходя из рыночной, — к примеру, если мы видим, что в магазине молоко идет по 65 рублей за литр, мы стараемся такой цене и следовать, — говорит Константин Фоминых.
В планах компании прежде всего расширение ассортимента по мясу и молочной продукции: продажа кефира, свинины и баранины. Сейчас потребители в основном покупают курицу, яйцо и индейку.
— Полноценный бизнес начнется от 800 до тысячи доставок в месяц, у нас пока только 80, — говорит Константин Фоминых.
Но у проекта «Ешь Фреш» есть и более амбициозные планы. Бизнес был приобретен пермскими предпринимателями совместно с коллегами из Санкт-Петербурга. И уже в ближайшее время там начнёт работать сервис по доставке фермерских продуктов «Ешь Свеж». Кроме этого, интерес к интернет-площадке проявляют и предприниматели из других городов России. Это значит, что пермский проект вполне может превратиться в федеральную франчайзинговую сеть.
Пока компания не собирается арендовать площади под магазины, так как, по мнению Анастасии Стрекаловской, это будет достаточно расходная статья.
— Я думаю, людям, которые намерены создавать собственный сайт и заниматься раскруткой фермеров, нужно максимально снизить расходы. Заниматься предпринимательством через социальные сети — идеальный выход, — говорит Анастасия. — Магазины — это аренда помещений, лишняя рабочая ставка и так далее.
Предприниматели резюмируют: чтобы быть в плюсе, для такого бизнеса необходим как минимум год — они же пока только вкладывают в него деньги.