Если раньше в клубах собирались потанцевать и выпить с друзьями, то сейчас все чаще молодежь и не только проводит время за игрой — причем интеллектуальной. Ты точно так же сидишь за столиком, но уже не просто обсуждаешь с друзьями дом-семью-работу, а отвечаешь на вопросы. Где-то собираются любители «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», игры проводят и в антикафе, и уже практически в любом баре можно хотя бы сыграть в «настолку». А год назад в Перми появилась «МозгоБойня». В течение нескольких лет их игры стали проводиться все чаще и чаще, сейчас отвечать на вопросы «МозгоБойни» в местных кафе и барах приходят около двух тысяч человек за месяц. Мы поговорили с организатором игр в Перми и Уфе — 30-летним Тимуром Шаймардановым о том, в чем заключается философия подобных мероприятий и почему этот бизнес не для всех.
— Многие пытались создавать свои игры, но быстро прогорали, так как не соблюдали баланс — то создавали их слишком сложными, делая упор на интеллектуальность, то делали их слишком простыми, — говорит Тимур. — «МозгоБойня» — это развлечение для большого круга людей. Специально сужать круг тех, кто может играть, «заумными» вопросами — ошибка. У нас довольно большая аудитория, хотя «костяк» — 60% всех участников — приходится на людей от 25 до 35 лет.
Тимур Шаймарданов окончил матфак тогда еще ПГПУ. Долго занимался разработкой сайтов и организацией мероприятий. По второй работе с ним и связались организаторы питерской «МозгоБойни».
— Мне написали ребята из Санкт-Петербурга и спросили, не хочу ли я организовать «МозгоБойню» в своем родном городе, — говорит пермяк. — У нас было собеседование, и я прошел отбор среди всех кандидатов. Сейчас я руководитель филиала «МозгоБойни» в Перми.
«МозгоБойня» появилась в Минске в 2012 году и сейчас распространилась более чем в 100 городах России и во многих странах мира, говорит Тимур.
Для тех, кто никогда не ходил на «МозгоБойню», поясним: это игра для большого числа команд, в ней семь туров по семь вопросов в каждом. Вопросы в турах касаются знания новостей, музыки, есть туры с иллюстрациями, есть блиц-тур, во время которого команда отвечает на семь вопросов за 100 секунд. В обычном туре время ответа на один вопрос — 30-40 секунд, за которые они должны успеть посовещаться и написать ответ в бланк. За каждый правильный ответ команде начисляются очки. Пример вопроса: «Кто мать и отец у лигра?» (Не будем раскрывать карты, ответы пишите в комментариях.)
— На нашу первую игру в 2016 году пришло 106 человек — она была бесплатная. На вторую — 102 человека, и мы уже брали с людей деньги, — говорит Тимур. — Сейчас мы берем с каждого участника по 300 рублей.
Все игры проводятся на базе баров и ресторанов. По словам Тимура, за аренду помещения организаторы не платят, так как проведение игр выгодно ресторанам — к ним приходят клиенты, что особенно необходимо в будни и кризис.
— Поначалу с нас пытались брать плату некоторые заведения — пять тысяч рублей или около того, — говорит Тимур. — Одно из пермских заведений предложило нам на пробу провести две игры, в итоге мы у них и остались.
Над проведением игр «МозгоБойни» каждый раз трудятся 15-20 человек.
— Совместно с нашими партнерами мы арендовали офис в центре Перми, который обходится нам примерно в 30 тысяч рублей в месяц, — говорит Тимур. — На первых порах он был не особо нужен, так как все операции при небольшом потоке клиентуры удавалось организовывать у себя дома. Но поток игроков стал расти, и мы поняли, что необходимо место, где бы всегда сидели администраторы, принимали звонки, работали с соцсетями, готовились к играм.
За одну неделю в «МозгоБойню» играют порядка тысячи человек, а всего в месяц — порядка двух тысяч. Тимур не раскрывает нам, сколько за месяц организаторы мероприятия зарабатывают. Корреспондент 59.ru посчитал, что в притоке две тысячи посетителей в месяц организаторы могут заработать от 600 тысяч рублей и больше. Но на этом они ограничиваться не хотят: глобальная цель — 10 тысяч человек в месяц.
К людям, которые сейчас хотят организовывать по-настоящему качественный досуг в сфере игр, сейчас очень много требований, говорит Тимур.
— Сейчас на этом рынке дольно большая конкуренция: в Перми есть три-четыре крупных игрока и много «по мелочи». Но мелкие игроки довольно быстро «вымываются» из общего строя, так как многие, к примеру, совмещают эту деятельность с другим бизнесом и не относятся к ней серьезно.