Рудничный детский дом-интернат — место, куда может отправиться часть ребят из пермского специализированного дома ребенка, если тот реорганизуют по схеме, 12 октября одобренной большинством экспертов. Но этот вариант показался неприемлемым фонду «Дедморозим» и сотрудникам дома ребенка. Они заявили, что после перевода в Рудничный качество медпомощи детям может ухудшиться. 59.ru собрал все критические высказывания, съездил в дом-интернат и узнал, что из всего, что говорится об учреждении правда, а что — миф.
1. Рудничный дом-интернат — это край географии
Отчасти правда. Дом-интернат расположен в поселке Рудничном, который входит в состав Кизела. Расстояние от Перми — около 250 километров. Но Кизел — это вовсе не самая удаленная от краевого центра точка региона. Добраться сюда не составляет проблем: через город проходит автомобильная трасса Кунгур — Чусовой – Соликамск, ежедневно ходят электрички из Перми.
2. В Рудничном доме-интернате очень плохие условия проживания
Миф. В интернате сделан ремонт, здание отлично приспособлено для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Здесь есть пандусы и поручни, которые помогают детям на колясках и тем, кто ходит неуверенно, перемещаться между помещениями. Вся мебель в учреждении современная. В спальнях установлены увлажнители воздуха.
3. В Рудничный детей отправляют умирать
Миф. Во-первых, не все живущие здесь дети имеют заболевания, угрожающие жизни.
— У нас два паллиативных отделения, в которых живут 76 ребят. Это дети с гидроцефалией и другими тяжелыми пороками развития. Они находятся на постельном режиме, — говорит заместитель директора Рудничного детского дома-интерната Вера Степанова. —Остальные 74 человека имеют менее сложные заболевания, например, ДЦП. Их жизнь находится вне опасности.
Во-вторых, в интернате есть специалисты и оборудование, которые помогают продлять жизнь «тяжелым» детям. Тут работают два врача, три фельдшера и пять медсестер, имеется аппарат для искусственной вентиляции легких и кислородный концентратор, подаренный фондом «Дедморозим».
— Концентратор нужен детям с судорожным синдромом, эпилепсией. Во время приступов содержание кислорода в их крови резко падает. Из-за этого сильно страдает мозг, поэтому необходимо как можно быстрее восстановить показатели, — объясняет врач дома-интерната Тагир Гатауллин.
Еще два года назад в год в Рудничном умирало более двадцати детей, в 2016 году эта цифра снизилась до пятнадцати. С начала 2017 года здесь зафиксировано пять смертей. Сотрудники отмечают, что это очень хорошая динамика.
— Наша основная задача — сделать так, чтобы каждый ребенок прожил максимально долгое время, чтобы его жизнь была комфортной, насколько это возможно, — рассказывает Тагир Гатауллин. - Все, кто умирал в интернате за последние годы, прожили максимальный срок, возможный при их состоянии здоровья. Я могу с уверенностью сказать - мы сделали для этих детей все, что могли.
По словам врача, большое значение в их работе имеет профилактика.
— К таким детям нужен совсем другой подход. У некоторых из них по 15 диагнозов, у всех ослаблен иммунитет. Профилактика в таком случае еще важнее, чем обычно. Даже изменение влажности воздуха или контакт с новым человеком могут вызвать осложненную простуду и в буквальном смысле погубить ребенка, — отмечает Гатауллин.
Большое значение имеет и питание. Если оно недостаточное по калорийности и содержанию питательных веществ, витаминов и минералов, возможно развитие новых патологий и усугубление тех, что уже имеются.
— Двадцать человек у нас ежедневно получают дополнительное лечебное питание в виде коктейля. Еще пятьдесят пропивают его курсами. Одиннадцать воспитанников находятся на зондовом питании, то есть получают еду через трубочку. Для этого у нас есть все возможности, — говорит Наталья Гадельшина.
4. В Кизеле дети не могут получить качественную медицинскую помощь
Отчасти правда. Как рассказали сотрудники Рудничного детского дома-интерната, в кизеловской больнице нет узких специалистов. Там могут провести педиатрический осмотр или взять на стационарное лечение ребенка с бронхитом, пневмонией. Оказывают также экстренную помощь. Но основные заболевания ребят там, как правило, не лечат. В 2017 году в стационаре побывали 11 детей из дома-интерната.
— Консультации узких специалистов наши дети могут получить несколькими путями. Раз в год они проходят диспансеризацию. Для этого к нам приезжают врачи из Перми. Они определяют, кому и как часто нужно консультироваться с узкими специалистами, —рассказывает Тагир Гатауллин. — По программе «Выездная поликлиника» мы можем привезти пермских медиков прямо сюда. Тех детей, кто хорошо переносит дорогу, мы возим в Пермь. Попасть на прием можно и в Губахе, но мы предпочитаем показывать детей самым лучшим докторам, поэтому чаще всего обращаемся в Пермь.
Иногда необходимость показать ребенка неврологу, ортопеду или другому узкому специалисту возникает незапланированно. В Рудничном детском доме-интернате утверждают, что и в этом случае воспитанники получают консультацию без лишних проволочек.
— Проблем со специалистами у нас нет. Минздрав нам дал «зеленую линию», все наши обращения очень оперативно рассматривают и помогают детям попасть к нужным врачам. От момента записи до приема проходит максимум десять дней, — говорит Тагир Гатауллин.
Однако, трудности есть с получением консультаций эпилептолога и проведением электроэнцефалограммы (исследование, которое помогает оценить активность головного мозга).
— К сожалению, эти услуги нельзя получить бесплатно, — рассказывает Наталья Гадельшина. — В этом году нам обещают помочь в фонде «Дедморозим». На то, чтобы обследовать 57 детей с судорожным синдромом, понадобится 50-100 тысяч рублей. Краевые власти пообещали нам, что в ближайшее время вопрос будет решен, и в будущем эти услуги начнут предоставлять бесплатно.
Тем не менее опасения пермяков о том, что после перевода части детей из пермского специализированного дома ребенка в Рудничный они не смогут получать качественную медицинскую помощь, в интернате называют беспочвенными.
— Мы с такими словами совершенно не согласны. У нас куча примеров, когда, попадая к нам, дети, ранее воспитывавшиеся в доме ребенка, начинают чувствовать себя лучше, учатся сидеть и вставать, — заявил Тагир Гатауллин.
Напомним, в Рудничный детский дом-интернат регулярно переводят ребят из пермского дома ребенка. Туда отправляются все, кто не был устроен в семью до четырех лет. Это максимальный возраст для пребывания в доме ребенка.
По словам специалистов интерната, в Рудничном лежачие мальчики и девочки начинают сидеть благодаря тому, что здесь есть необходимое для этого оборудование: вертикализаторы (устройства, помогающие ребенку постепенно учиться быть во все более вертикальном положении), подъемники (помогают медикам ставить на ноги подростков), ходунки (дают ребятам дополнительную опору при ходьбе). Становиться на ноги помогает также массаж и принятие гидромассажных ванн.
5. К врачам в Пермь дети ездят на старой разваливающейся «Газели» и переносят поездки очень тяжело
Миф. В доме-интернате рассказали, что в их автопарке сейчас два автомобиля — пассажирские микроавтобусы «Газель» и Mercedes. Оба новые.
— Законодательство запрещает нам использовать для перевозки детей машины старше десяти лет, — сообщил заместитель директора интерната по АХЧ Александр Горин. — В наших микроавтобусах можно перевозить и тех, кто сам сидит, и тех, кто может ехать только лежа. Там есть возможность зафиксировать и инвалидную коляску, и носилки.
По словам медиков учреждения, отправляют на консультации в Пермь только тех детей, которые могут перенести дорогу без потерь для здоровья. Все дети едут в сопровождении медика.
— Для самых слабеньких, мы, конечно, привозим специалистов из Перми, — говорит врач дома-интерната Наталья Гадельшина.
6. В Рудничном дети просто лежат и кричат, а за ними присматривает одна бабушка
Миф. Сейчас в Рудничном доме-интернате, как и во всех других учреждениях Пермского края для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанники живут в небольших группах — в среднем, по шесть человек.
В паллиативных отделениях или отделениях «Милосердия», как их еще называют, дети большую часть времени проводят в кроватках. Но, по словам сотрудников, это вовсе не означает, что они обделены вниманием.
— Над каждой из кроватей висит лист с информацией о том, как зовут ребенка и что он любит делать. Кому-то из ребят нравится играть в ладушки, а кто-то очень радуется, когда ему поют песни. Благодаря таким объявлениям, наши работники знают, чем порадовать детей, — рассказывает заместитель директора интерната Вера Степанова.
Каждый день к «тяжелым» детям приходят психологи и педагоги. Они наблюдают с ребятами за деревьями и облаками, рассказывают им сказки, по возможности учат извлекать звуки из музыкальных инструментов, помогают почувствовать себя важными, нужными и любимыми.
— Нашим психологам очень помогает сенсорная комната. В ней по очереди бывают все воспитанники интерната, в том числе дети из отделений милосердия. Тут они могут послушать расслабляющую музыку, поиграть в сухом бассейне, рассмотреть светящийся «дождик» (светильник в виде длинных светящихся нитей) и так далее, — говорит Вера Степанова.
Мобильные дети каждый день ходят в школу. Классные комнаты находятся прямо тут, в интернате. На занятиях одновременно присутствуют воспитанники разных возрастов — все, кто живет в одной семье-группе.
Педагоги дают ребятам индивидуальные занятия, а не одно на всех. То, чем будет заниматься каждый конкретный ученик, определяют в зависимости от состояния его физического и психического здоровья, склонностей и увлечений: кому-то поручают вышивку, кого-то просят рассортировать фасоль по цветам, другие заняты чтением или собиранием пазлов. Регулярно проводятся уроки музыки.
Кроме общеобразовательной программы в интернате есть еще масса дел, выполняя которые, дети могут узнавать что-то новое и учиться быть самостоятельными.
— Вместе с воспитателями наши воспитанники готовят обеды и ужины, накрывают на стол, учатся стирать свое белье и делать другие важные в жизни вещи, — рассказывает Вера Степанова. — Летом во дворе интерната мы садим овощи, ухаживаем за ними. На улице у нас также есть детские площадки и тренажеры. В теплое время года мы ставим батуты и бассейны. Ездим на концерты, в зоопарки или приглашаем артистов к себе. Часто к нам приезжают бесплатно, на благотворительных началах.
В доме ребенка есть доска почета, где размещены дипломы и грамоты, заработанные воспитанниками. Награды ребята получили за участие в разных творческих и даже интеллектуальных конкурсах. Так, главный приз на краевом конкурсе «Россия: великая история» получил выполненный детьми макет кизеловской мемориальной доски, посвященной угольному промыслу. Денежный приз был потрачен на покупку аппарата УВЧ (ультравысокочастотной терапии) для физкабинета.
7. После Рудничного — только психоневрологический интернат
Отчасти правда. Значительная часть воспитанников дома-интерната после 18 лет переводится в учреждения для взрослых —психоневрологические интернаты. Но это далеко не единственный вариант развития событий.
— В этом году мы выпустили 13 человек. Двое из них вернулись в кровные семьи, троих усыновили, а восемь были переведены в психоневрологические интернаты, — сообщает Вера Степанова. — Случается и так, что наши выпускники после совершеннолетия живут самостоятельно, работают, рожают детей. В нашем детском доме работают несколько таких сотрудников. Они исполняют обязанности подсобных рабочих и санитарок. У одной пары есть здоровая дочь, которая учится в колледже в Перми. Также наши дети могут поступить в кунгурский техникум и получить там профессию.
По словам администрации детского дома-интерната, в этом году у них появилась своеобразная «старшая группа» — отделение для воспитанников, которым уже исполнилось 18.
— Теперь ребята могут оставаться у нас до 23 лет, если медики и психологи решат, что так им будет комфортнее. Совершеннолетние воспитанники могут жить как в семейных группах, так и в паллиативных отделениях, — сообщила замдиректора.
Напомним, слухи о возможном закрытии специализированного дома ребенка, что в Орджоникидзевском районе Перми, появились в конце сентября после того, как в учреждении побывала представитель краевого минздрава и сообщила, что деньги на содержание учреждения в бюджете на 2018 год не заложены.
Позднее стало известно, что краевые власти действительно рассматривают возможность реорганизации: в регионе из представителей власти и общественных организаций, занимающихся помощью детям, создана экспертная группа. Эта группа должна была ответить на вопрос о том, пострадают ли интересы воспитанников дома ребенка при реорганизации учреждения путем присоединения к пермской детской больнице №13.
Предлагаемая схема реорганизации предусматривала перевод части детей в центры помощи детям и Рудничный детский дом-интернат, которые курирует министерство социального развития. Треть ребят планировали устроить в семьи.
12 октября двенадцать из семнадцати экспертов одобрили этот план реорганизации, трое членов группы воздержались, еще двое высказались против. Противниками изменений были представители фонда «Дедморозим». О том, что реорганизация может навредить детям, заявляли и работники дома ребенка. В числе возможных негативных последствий реорганизации было названо ухудшение качества медицинской помощи, оказываемой детям.
17 октября и.о. министра здравоохранения Прикамья Дмитрий Матвеев заявил, что реорганизация будет отложена до тех пор, пока не будет разработан вариант, который устроит всех экспертов. Сейчас в качестве альтернативы предлагается присоединение дома ребенка все к той же больнице №13, но с сохранением всех его функций.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Перми и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь на наш Telegram.