Мастерские пермских художников. Рассказываем об авторе поцелуя Гельмана и Мильграма и «Битвы за Москву»

А также показываем его мастерскую.

Художник Максим Титов приехал в Пермь, чтобы учиться в академии живописи, подрабатывал дворником и сторожем. А после картины с целующимися Гельманом и Мильграмом о нем узнала вся Пермь. В новом выпуске «Мастерских пермских художников» рассказываем о художнике и его мастерской.

Мастерская Максима Титова расположилась в самом дальнем конце Крохалевки — на первом этаже типичной пермской пятиэтажки. Живущий недалеко от драмтеатра Максим прикатил туда на 5 трамвае. Но в последние годы он все реже проделывает этот маршрут, проводя большую часть времени на знаменитой академической даче имени Репина в Вышнем Волочке.

Шутливое наименование "Малая Третьяковка" осталось от прежних хозяев

Шутливое наименование "Малая Третьяковка" осталось от прежних хозяев

Поделиться

— Я родился в Кирове. В школе учился с сыном директора художественного училища в одном классе, — рассказывает Максим о том, как все начиналось. — Его отец открывал при этом гуманитарно-художественный лицей, где, как мне сказал тогда одноклассник, не будет заданий по математике, по химии… А мы ж еще какие раздолбаи. Я к тому же всегда рисовал — решил пойти. Пошел — а там оказалась двойная нагрузка. Всё школьное оставалось, так еще и были спецы. И ты учишься с девяти утра до восьми вечера. Жесткий график.

Потом Максим без экзаменов поступил в то же художественное училище, а окончив его, уехал учиться в пермский филиал Академии живописи, ваяния и зодчества.

— Вариантов ехать в столичные вузы не было, — объясняет Максим. — Конец девяностых. Там был очень серьезный блат. Надо было ехать с деньгами, возможность начать учиться — только платная. Таких денег у меня не было. Я поехал в Пермь — и вообще не жалею. У нас вуз более свободный от навязываний преподавателей определенной школы. У нас все-таки художники выходят самобытные. Каждый — индивидуальный автор.

Максим рассказывает о работе дворником

Максим рассказывает о работе дворником

Поделиться

В мастерской работы из разных коллекций

В мастерской работы из разных коллекций

Поделиться

Прежде чем появилась возможность вплотную заняться творчеством, Титову нужно было на что-то жить, снимать жилье. Он устроился дворником и сторожем в Выставочный зал.

— Работал там почти два года. Потом уволили, — признается Максим. — Был снегопад, всё завалило — а мне так влом было после Нового года приходить в Выставочный зал. Хотелось продолжения праздника. Подзабил на это всё. И хорошо, что уволили. Я ушёл в какое-то творчество, начал писать много этюдов. Их пачками скупали. Потом я открыл фирму, где мы делали всякие росписи, лепнину. Всё то, что не могут простые строители. Студентами ездили по разным городам, зарабатывали на жизнь.

После защиты диплома председательствовавший в комиссии живописец Сергей Гавриляченко позвал Титова на академичку. Академичка — это Академическая дача имени Репина, культовое место и творческая база Союза художников. Ее построили больше 130 лет назад, и именно там Репин написал первый эскиз своих знаменитых «Бурлаков на Волге». В советское время на даче кипела жизнь — круглый год там жило больше сотни человек.

При работе могут пригодиться самые разные вещи

При работе могут пригодиться самые разные вещи

Поделиться

Краски и кисточки на любой вкус

Краски и кисточки на любой вкус

Поделиться

Палитру тоже можно продать как произведение современного искусства

Палитру тоже можно продать как произведение современного искусства

Поделиться

— Сейчас дача, конечно, в плачевном состоянии. Зимой там вообще живу один лишь я. Через полторы недели опять уезжаю. Там огромная светлая мастерская. Встаю рано, часов в семь–восемь, и пишу до вечера, до десяти, до одиннадцати. Прерываюсь только на обед или ужин. Когда глаз замыливается — отворачиваю эту картину и продолжаю другую. Там легендарное место, намоленное. Будем пытаться его реставрировать, — рассказывает Титов. — Каждый октябрь приезжает около 30 молодых художников. Потом — комиссия СХР тебя смотрит: и либо хвалит, либо ругает. Они вообще часто доводят ребят до слез. Теперь я уже руководитель этих групп студентов — и больше плакать мне не приходится.

Широкой публике Титов стал известен благодаря картине «Миля и Геля», она же «Сука-любовь», с целующимися Борисом Мильграмом и Маратом Гельманом.

Те самые Миля и Геля

Те самые Миля и Геля

Поделиться

— По-моему, это просто шутка была. Не было никакого глобального подтекста. Такая сказка про голого короля. Но картина после художника живет своей жизнью, — откровенничает Максим.

А потом громыхнула уже на всероссийском уровне монументальная «Битва за Москву». На нескольких московских показах картину забанили, в Екатеринбурге даже была организована выставка из одной картины, а среди посетителей были приехавшие, чтобы сфотографироваться на ее фоне, молодожены.

— Это картина-предостережение. За нее мне все время пытались навязать статью «разжигание национальной розни». Говорят, на ту «Арт-Пермь» ради моей картины пришли специальные люди. Посмотреть, что и как на ней происходит. Я написал ее в декабре 2013 года, а в 2014 начался Майдан. Мне потом сказали: «Ты то ли предсказал, то ли накаркал. Но больше таких работ не пиши», — вспоминает Титов. — Я написал ее довольно-таки быстро, за два месяца. Много работал с натурой. Смотрел, как человек двигается на лошади. Сам побрился налысо. Вот я с битой стою. Позировали ребята из моего потока на академичке. Не совсем поняли идею сначала, но потом адекватно отреагировали.

Максим с битой — слева

Максим с битой — слева

Поделиться

Не все поняли и серию политических остросоциальных работ Титова «Кукловоды». В том числе приехавшая на академичку комиссия из Москвы.

— Один сказал: «Я вообще это смотреть не буду». И вышел из мастерской. Я решил: это признание, — смеется Максим.

Титов часто затрагивает проблемы общества. Помимо «Кукловодов» он рисовал проституток. Защитил диплом на тему «Жизнь на обочине», а потом у него появилась одноименная серия работ.

— Вот картина «Послеобеденный сон», — указывает Максим. — 2013 год. Я еду на машине по Перми. Лето, тепло очень. И смотрю, такой крендель довольный лежит. Солнышко светит. Запомнил его. Звоню своему товарищу архитектору Борьке: «Короче, Борис, тебе нужно месяц не бриться». «Хорошо, а мыться?» — смеется он. «Мыться тоже не надо!» — отвечаю. В июне в 8 утра приезжаю к нему, привожу красную футболку. Я просто запомнил, что крендель этот в красной футболке был, босиком. Надел на него эту футболку и валял на всех скамейках по городу. Мучился он, конечно, на грязных скамеечках.

Крендель и его "Послеобеденный сон"

Крендель и его "Послеобеденный сон"

Поделиться

Художник много путешествует по России и миру. Свои работы он писал в Кандалакше (Мурманская область. — Прим. ред.) и Перу, Кирове и Индии, Липецке и Италии. В позапрошлом году должен был ехать с группой художников в Арктику — финансирование в последний момент отменили. Но основная тема творчества его последних лет — заводы разных российских городов и весей. И особенно работа женщин на них в тяжелых условиях.

— Я постоянно хотя бы раз в год езжу по пленэрам. Летом был в Кандалакше и Умбе. А потом съездил в Киров. Там писал свою любимую тему — производство. Попал на спиртоводочный завод. Девчонки сидят на конвейере и проверяют бутылки — такая вот тема, — рассказывает Максим.

Но современные технологии мешают создавать монументальные работы.

— Сейчас всё модернизируется. Кругом современные технологии, за которыми красоты не видно. Бренчание бутылок, девчонки сидят. А сейчас все это исчезает. Ходил на один пермский завод. Но, к сожалению, ничего такого там не увидел. Все становится технологичным и автоматизированным, — разводит руками художник. — Но что меня там зацепило, так это старые установки для испытания проводов. Это и есть современное искусство. Огромные шарообразные штуковины метров в шесть–семь высотой. Я бы такую поставил в городе, в каком-нибудь парке. Поставишь такой арт-объект — никто не поймет, что это, но смотреться будет очень круто. Как в Европе. Хотя не знаю, может, эти установки уже на переплавку отдали…

Об этой работе говорить пока нельзя. Поэтому одним глазком

Об этой работе говорить пока нельзя. Поэтому одним глазком

Поделиться

Из серии заводских работ

Из серии заводских работ

Поделиться

Свою ближайшую поездку Титов планирует в Мурманск, где он уже был и куда хочет вернуться. За новыми типажами и образами.

— Очень понравилось под Мурманском. Север — это совсем другие люди. Хочу туда в марте, — делится планами художник. — А какие там браконьеры! Таких только писать. Правда, они не дают их ни рисовать, ни фотографировать. Говорят: «Увезем в Белое море и утопим». В шутку, конечно. Мы с ними хорошо познакомились, даже выпивали сидели. Я им говорю: «Давайте, я вас напишу», а они мне: «Макс, у нас Серега только вчера из тюрьмы вышел». Они тоннами рыбу выгружают, потрошат икру, а туши просто выбрасывают. И икру — в банки, банки, банки…

Возможность поставить холст и запечатлеть картинку или даже сфотографировать есть далеко не всегда. Почти во всех работах Максиму помогают его друзья и знакомые.

— Где есть возможность, я пишу этюды. Но иногда у тебя жесткое ограничение: 40 минут и человек, который тебя сопровождает, — рассказывает он. — Я так писал шахтеров. Мы спускались в шахту. Там темнота. И я застал тот момент, когда они зажигают фонарики. Человек 30 в лифт набиваются. Мы едем вниз на 150 метров. И они зажигают фонарики. Кто в руке держит, у кого — на лбу. Мне это запомнилось. Я купил куртки, купил каски, фонарики, какие нашел. Китайские, правда. Шахтерские сложно достать. Искал друзей, кто подходил по типажу. Одевал их. Вел в темный угол — и рисовал. Только так приходится действовать.

Максим и его "Лицо русского реализма"

Максим и его "Лицо русского реализма"

Поделиться

Максим Титов получил грант от Минкульта и в ближайший год будет ездить по стране, собирать материал и писать, писать, писать. А примерно через год он должен отчитаться выставками.

— Уже запланированы выставки в Кирове и Москве. Хочу выставиться в Перми. В галерее. Работы там серьезные будут, но сначала их сделать надо.

Кстати, на этой прошедшей «Арт-Перми» тоже можно было найти его картины. Например, повсеместно растиражированную «Вся власть искусству».

"Вся власть искусству" на недавней выставке "Арт-Пермь"

"Вся власть искусству" на недавней выставке "Арт-Пермь"

Поделиться

Косплей на "Арт-Перми"

Косплей на "Арт-Перми"

Поделиться

— «Вся власть искусству» — еще одна абсолютно шуточная вещь. А опять все восприняли серьезно…

В прошлом выпуске «Мастерских пермских художников» мы рассказывали о скульпторе Альфизе Сабирове.

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события Перми и края.

Фото: Тимофей Калмаков

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter