Город Образование «Кажется, что это неправильно. Но система очень важна»: Татьяна Абдуллина — о «досье» на подростков

«Кажется, что это неправильно. Но система очень важна»: Татьяна Абдуллина — о «досье» на подростков

Большое интервью об информационной системе, которую создают в Пермском крае

Татьяна Абдуллина уверена, что новая информационная система поможет вовремя выявить проблемы детей

В конце мая власти Прикамья объявили о создании информационной системы, где будет собрана информация о поведении подростков и их активности в соцсетях. По замыслу правительства, это позволит вовремя выявить склонность к суициду, совершению преступлений и другие проблемы детей, чтобы помочь им. О том, как будет работать система и не станет ли ее появление вмешательством в личную жизнь школьников и их семей, 59.ru рассказала заместитель председателя правительства Пермского края по социальным вопросам и руководитель краевой комиссии по делам несовершеннолетних Татьяна Абдуллина.

— Что такое эта информационная система, для чего и почему она создается?

— В первую очередь мне бы хотелось сказать, что информационная система — это инструмент. И не более. Воспользовавшись им, мы сможем понимать, что происходит с ребенком, пришедшим в школу, какие у него проблемы — не только связанные со школой, взаимоотношениями с учителями и сверстниками, но и идущие из дома.

В систему будут внесены факты, вместе или по отдельности указывающие на то, что ребенку нужна помощь. Например, грубое поведение с учителями, конфликты со сверстниками, пропуск занятий, употребление алкоголя и так далее. Резкая смена настроения ребенка, повышенная раздражительность или безразличие ко всему происходящему, депрессия и подавленность — это может быть первыми признаками психологического воздействия на ребенка со стороны окружающих, родителей и сверстников. Повторяющая ситуация требует фиксации и вмешательства. Порой ребенок не получает медицинского обслуживания по вине родителей — это тоже может быть зафиксировано в системе.

Сейчас информацию о детском неблагополучии, например, о правонарушениях школьников, органы профилактики — образовательные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних при администрациях, отделы по делам несовершеннолетних в полиции, отделы опеки и другие государственные организации — передают друг другу, и совместно помогают подросткам справиться с трудностями. Все это предписано федеральным законом о системе профилактики безнадзорности и правонарушений. Поэтому информационная система — это не ноу-хау, а инструмент, благодаря которому вся важная информация будет храниться не разрозненно, а окажется собрана в одном месте — в программном продукте. Мы ничего нового здесь не придумываем, просто еще раз уточняем, в каком формате будем собирать эту информацию. Система будет анализировать ее и рекомендовать способы решить проблемы в жизни ребенка.

Группы смерти, наркотики, призывы к экстремальным и радикальным действиям — это явления, которые могут разрушить жизнь подростка и его семьи. Если подросток заинтересовался этим, мы должны вовремя заметить, понять, что его там привлекло, и помочь из этого выбраться. Не наказать родителя, а именно помочь, чтобы предотвратить беду. Пермская школа, в которой в январе подростки ранили учителя и детей, показала всем, что выписывать родителям штраф за плохое поведение ребенка — недостаточно. Нужно рассказать родителям, что им делать, предоставить консультативную и иную помощь, сопровождать их в решении проблем семьи.

В систему внесут не только информацию об активности в соцсетях, но и о том, как ребенок ведет себя в школе

— Кто будет добавлять информацию в систему в школах? Классный руководитель, психолог? Или для этого будет выделен отдельный сотрудник?

— Решение об этом примет министерство образования. Возможно, это станет зоной ответственности заместителя директора по воспитательной работе. Также возможен вариант с выделением сотрудника, отвечающего только за систему. Я думаю, окончательный вывод о том, как лучше организовать этот процесс, будет сделан после того, как будет окончательно проанализирована ситуация.

— Кто будет иметь доступ к данным системы? Может ли информация оттуда стать известна классному руководителю, ученикам, и стать поводом для насмешек? В такой ситуации всегда есть риск злоупотребления…

— Классный руководитель и одноклассники не будут иметь доступа к системе. Пользоваться ей сможет только уполномоченный сотрудник школы. Разглашать информацию из системы он не сможет — за это будет установлена личная ответственность.

Координатором всей работы с этой информацией должны стать комиссии по делам несовершеннолетних.

Контроль за соблюдением сохранности персональных данных будет строгим, ведь наша задача — не поставить клеймо на ребенке, а помочь ему.

— Мониторингом соцсетей тоже будет заниматься школа?

— Сейчас к мониторингу привлекаются волонтеры. У нас в крае есть опыт работы таких организаций. Отработаны технологии поиска информации в соцсетях. Если видят что-то, что вызывает настороженность, сообщают.

— Волонтеры — кто они?

— В этом году работа организована в рамках губернаторского гранта общественной организацией «Правда вместе», которая давно занимается профилактикой правонарушений среди детей, предоставляет наставников тем, кто уже оступился. Они первые создали кибердружину по мониторингу сетей и на протяжении ряда лет работали безвозмездно, чтобы отработать технологии. Сейчас мы ориентированы на крупномасштабную работу по всему краю в постоянном режиме.

— На какие слова, поисковые запросы, реагируют волонтеры?

— «Наркотики», «смерть», слова, употребляемые в криминальной среде и так далее. Все страницы, на которых эти слова упоминаются, волонтеры изучают. Если пост с ключевым словом на странице ребенка встречается периодически — ставят себе пометку, и при необходимости сообщают полиции.

Классный руководитель и одноклассники не будут иметь доступа к системе. В школе ею будет заниматься сотрудник, не имеющий права разглашать персональную информацию детей

— В интернете есть много групп, в которых подростки, скажем так, грустят вместе, в том числе обсуждая возможности суицида. Часто посты там анонимны. Как в таком случае действуют волонтеры? Ведь посты могут быть сделаны и не пермскими детьми.

— Вне зависимости от места проживания ребенка при выявлении негативного контента информация передается в правоохранительные органы. Они могут запросить у администраторов сообщества данные об авторах постов. Если в аккаунте указано не настоящее имя, полиция также имеет возможность узнать, кто стоит за ником.

Не стоит считать такой мониторинг вмешательством в жизнь ребенка. Соцсети сегодня таят в себе много опасностей. За ником собеседника ребенка может скрываться вовсе не подросток, а взрослый человек с преступными намерениями. Сегодня контроль за тем, чем занимаются дети в соцсетях, лежит на родителях, но они не всегда знают, на что нужно обращать внимание, и что делать, если что-то не так. В помощь родителям в каждом муниципалитете организуют консультации кризисных психологов.

— Вся информация, которую найдут волонтеры в соцсетях, попадет в информационную систему?

— Нет, мониторинг соцсетей — один из источников информации для информационной системы. В систему попадают только сведения, указывающие на то, что ребенок заинтересован в чем-то деструктивном. Зная об этом, учреждения системы профилактики должны выяснить причины, запустить те воспитательные технологии, которые дадут эффект.

— Система будет предлагать способ решения проблем ребенка. Эту инструкцию нужно будет неукоснительно соблюдать? Ведь могут быть системные ошибки…

— Инструкцию необходимо будет соблюдать, но в случае необходимости в ней возможны корректировки. Если представитель школы считает, что ребенку нужно оказать помощь в большем объеме, чем рекомендует система, он сможет созвать консилиум из своих коллег, и совместно с ними принять решение об этом. Например, если программа рекомендует только консультацию школьного психолога, но педагоги видят, что необходимо привлечь кризисного психолога из другой организации, они могут это сделать. Работа может и должна проводиться не только с ребенком, но и с его семьей.

— Вы говорили о том, что персональные данные не будут разглашаться. Но, когда специалист начнет рассказывать о проблеме, многим педагогам может стать очевидно, о каком ребенке идет речь…

— Снова сошлюсь на нормы федерального закона о системе профилактики. Закон четко говорит о том, что выявленные проблемы семьи и детей, факты попирания прав несовершеннолетних и сведения об угрозах им требуют незамедлительного реагирования специалистов разных ведомств. Безусловно, это не должно противоречить другим требованиям, касающимся защиты персональных данных.

По словам Татьяны Абдуллиной, после внедрения системы жизнь школьников не изменится

—Что будет происходить с информацией из системы после того, как ребенок окончит школу?

— Если к моменту выпуска проблема, с которой он столкнулся, решена, информацию о ней следует удалить. Если ребенок поступил в колледж и все еще имеет трудности — его сотрудников стоит подключить к системе, чтобы они смогли грамотно выстроить работу со студентом и помочь ему.

— Если специалисты видят, что у ребенка не все благополучно, они начинают ему помогать. Не будет ли выглядеть странно, если подростка каждый день при всех будет вызывать к себе школьный психолог?

— С ребенком работает не только школьный психолог, если диагностика проведена и причины понятны, подключается сразу несколько специалистов. Часть работы будет проводиться за пределами школы: специалистом психологического центра, медиатором, медицинским психологом.

У нас нет задачи поставить клеймо на ребенке. Воспитательный процесс в школе невозможен без активного взаимодействия родителей, ребенка и педагогов.

Надо отметить, что наблюдение за ребенком, составление его психологического портрета, социального паспорта семьи — это привычные инструменты для любого классного руководителя, лежащие в основе воспитательных технологий.

— Может ли родитель отказаться от того, чтобы за его ребенком следили в соцсетях и вообще вносили его данные в информационную систему?

— У родителей есть право принимать важные решения, определяющие жизнь ребенка, но есть и обязанность соблюдать правила организации образовательного процесса. Законом об образовании определены базовые принципы создания безопасной образовательной среды и условий для полноценного развития детей. И этих принципов следует придерживаться всем, в том числе мамам и папам.

Почему мы теряем детей? Потому что вовремя не увидели первые симптомы неблагополучия, не придали им значения, не подключили помощь психолога, социального педагога, медиатора. Без всего этого нам остается только фиксировать правонарушения, несчастные случаи и пытаться уменьшить их последствия, переводить детей в спецшколы, на индивидуальное обучение. Время оказывается упущено. Поэтому сегодня мы придаем такое значение информационной системе. Если родитель захочет отказаться от участия его ребенка в ней, он должен понимать, что несет ответственность за все последствия своего решения.

— Когда информационная система заработает в полной мере?

— Сейчас готовится техзадание на ее разработку. Ориентировочно программа будет готова в октябре.

— Что нужно делать родителям, чтобы их ребенок не попал в группу риска?

— Уделять ему время. Слушать его и слышать, чтобы он не искал понимания на стороне, в сомнительных группах. Давать понять, что он важен и нужен, его усилия не напрасны. Очень хорошо работает участие в благотворительности, помощь нуждающимся людям. Занимаясь таким делом, ребенок понимает, что его труд ценен, и может принести кому-то пользу, начинает вести себя по-другому: уходит эгоизм, концентрация на своих проблемах. Важно стать другом для своего ребенка и быть в доверительных отношениях с ним.

Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем