С 27 по 29 июля в Хохловке прошла 13-я по счету «Камва». 31 июля директор фестиваля Наталия Шостина написала на своей странице в фейсбуке, что фестиваль — последний: «Прошли жаркие денечки фестиваля KAMWA 2018. Мы дома, как и все участники и гости. Много эмоций, ярких фото, добрых слов благодарности, переживаний и воспоминаний. Спасибо всем, кто был с нами рядом в Хохловке в эти дни, кто дарил радость, музыку, красоту, кто помогал справляться с трудностями. Спасибо лету и ангелам! Но речь о земном. Международный этнофутуристический фестиваль KAMWA завершился. Он закончил своё путешествие по реке времени. 13 лет — непростой срок, малый-большой, каждому свой возраст роста и зрелости. Мы прошли его достойно и радовались как дети каждой возможности фестивального лета. Ежегодно мы открывали новые пространства музыки, эстетики, многонациональной дружбы и родства. Мы научились многому и научили других. И в этом радость настоящего. «Камва» растворяется в нас и в вас, в тех, кто получил её свет и любовь. Она уходит в историю, которую мы делали вместе! Благодарю судьбу, что подарила возможность быть с вами».
О том, что «Камва» закрывается, говорилось уже давно. Насколько это серьезно на этот раз и что к этому привело, мы узнали у Наталии Шостиной.
— Наталия, начнем с последних новостей. Почему фестиваль решили закрыть?
— Каждый проект имеет свой срок. Решение о закрытии созрело уже в прошлом году, но определенные обязательства перед партнерами и музыкантами, приглашенными на 2018 год, требовали репутационной стойкости. Фестиваль не делается за полгода, работа над программой ведется на год вперед. 2017 год показал непреодолимые сложности, связанные с его организацией в Хохловке. Инфраструктура музея и околомузейного пространства не приспособлена к проведению мероприятий подобного масштаба. Мы объявили, что уходим в город, тем более что хотели именно в городе провести «Камву-2018» в юбилейный для Перми год. Хотели сделать фестиваль в формате музыкальной локации и подарить пермякам много классной музыки. Но руководство края объявило, что фестиваль «Камва» в 2018 будет проходить только в Хохловке. Однажды я уже слышала подобные условия, когда в 2011 году мне сказали: или в «Белые ночи», или «Камвы» не будет.
Пояснение от редакции: в 2017 году после наплыва туристов дирекция своими силами занималась восстановлением дороги в Хохловке. Также в прошлом году из музея в Хохловке дирекция фестиваля вывезла более пятнадцати арт-объектов, среди которых «Лоси», «Рояль в кустах», «Птичьи рощи» и другие. Наталия Шостина сообщила тогда 59.ru, что KAMWA была вынуждена вывезти скульптуры по указанию музея. Что касается проведения фестиваля в Хохловке в 2018 году, несмотря на то что организаторы хотели «перевезти» его в город, в краевом Минкульте 59.ru пояснили: площадку музея заложили в смету фестиваля, а значит, и в бюджет края еще в 2017 году. Организаторам пришлось принять эти условия, подавая заявку на конкурс.
— А от этого условия зависит и финансирование…
— Да, в лучшие годы фестиваль шел по четыре-пять дней на разных городских площадках, а финальный день собирал гостей в музее «Хохловка». Мы сами выбирали площадки— в соответствии с концепцией и программой. Лучшие годы — это рост и развитие фестиваля при поддержке регионального банка. Шесть лет «Экопромбанк» был не просто спонсором, а партнером в продвижении фестиваля. Банк рухнул.
С 2014 года «Камва» проводится за бюджетные деньги, а это не просто дефицит, отчетность и повышенная ответственность, это полная зависимость от решений чиновников. Меня часто упрекают, что мы не можем найти нового стратегического спонсора. Я считаю, что в Перми сейчас вообще нет спонсоринга. Я не имею в виду корпоративные мероприятия и промоакции.
За время существования «Камвы» сменилось три губернатора и семь министров культуры. Ситуация в последний год в очередной раз поменялась. Новые культурные ценности, ориентиры, правила и порядки. Честно скажу, я не справляюсь с нынешними условиями работы и сотрудничества. Поэтому вынуждена объявить об остановке фестивальной деятельности.
Пояснение редакции: «Экопромбанк» был единственным генеральным спонсором фестиваля. В августе 2014 года Центробанк отозвал у него лицензию, а в сентябре того же года Арбитражный суд Пермского края признал его банкротом. Последние четыре года у фестиваля нет спонсоров.
— Последний день фестиваля — пришлось свернуть программу из-за погоды. Но только ли это стало причиной отмены мероприятий? До этого в Хохловке загорелся один из объектов. Что там на самом деле произошло?
— Да, в этот год фестиваль был насыщен событиями извне. В пятницу — день открытия фестиваля — все гости, артисты и туристы наблюдали за лунным затмением. Событие крайне неординарное, малопонятное нам, землянам. Кто-то восторженно бегал с фотоаппаратом, многие стояли, задрав головы, и наблюдали за меняющейся небесной картиной. Первая встреча с индусом Дебашиш сразу насторожила, так как он, приветствуя, сказал, что в непростое время затмения проходит фестиваль. Суббота подарила радость, краски, эмоции, отличный концерт в музее. Одновременно с этим торжеством где-то в далеком Париже случился коллапс в аэропорту и были отменены все рейсы. Хедлайнер электронной сцены SARAB так и не смог прилететь на выступления, и для нас это было мощным потрясением. Но все только начиналось. Когда вечером на сцене лагеря выступали Samosad Bend и Maёl Alonzo, а мы обсуждали с молодыми музыкантами из Питера музыкальный менеджмент, мне позвонил начальник ЧОПа и сообщил, что в музее был пожар и они его потушили. Набережную музея взяли под дополнительную охрану, и благодаря этому наши охранники сразу вызвали подмогу и локализовали огонь. Они — герои, ведь если бы огонь разошелся, то была бы настоящая трагедия. Через пятнадцать минут пошел дождь, который продолжался 14 часов. Ночью сильный ветер стал срывать тенты, вода беспощадно хлестала. Утро воскресенья показало масштаб происшествия… Мне пришлось принять очень трудное решение и отменить фестивальную программу 29 июля в музее «Хохловка». В тот момент мной руководила только одна мысль — безопасность!
— Может случиться так, что фестиваль вернется?
— По тому, как складывается картина в ближайшее время, точно нет. Хотя я прекрасно понимаю, что с уходом «Камвы» в Перми остается лишь три брендовых фестиваля — Дягилевский, «Флаэртиана», «Небесная ярмарка». Возможно, появятся новые проекты, но чтобы им прийти к зрелости и профессионализму, понадобится несколько лет.
— В чём важность фестиваля «Камва» для Перми? Что он изменил за годы существования?
— Фестиваль нравится людям. За это время в Перми появилось большое камвовское сообщество, которое интересуется и участвует в наших проектах. Выросло целое поколение детей «Камвы».
«Камва» в масштабах России — это престижная площадка для музыкантов, которые стремятся выступить на фестивале, стать его участниками. У нас особые требования к отбору музыкантов. Мы создавали музыкальное полотно фестиваля, переплетая фолк, world music, инди, аутентику и электронику. Каждый год «Камва» открывала новые имена среди молодых российских музыкантов. Приглашали зарубежных исполнителей, и часто они впервые выступали в России. Аутентика всегда была привлекательной частью музыкальной программы. Мы особенно тщательно подбирали коллективы, которые в своем творчестве следуют коренной традиции. Ну и обязательно приглашали аутентичные коллективы из сел и деревень Пермского края. Наш опыт фестивального продьюса изучают в других городах и территориях, соединяя местный колорит и современное творчество.
«Камва» всегда была имиджевым проектом для Пермского края и позиционировала Пермь и край как толерантную территорию, с богатой историей и традициями.
Пояснение редакции: в 2010 году фестиваль открыл пермякам проект четырёх музыкантов: «Душеполезные песни на каждый день» Леонида Фёдорова из группы «АукцЫон», Андрея Котова — руководителя ансамбля музыки «Сирин», фольклорного исполнителя Сергея Старостина и контрабасиста Владимира Волкова, коллектив из Республики Тыва «Huun-Huur-Tu», датский этнический коллектив Valravn, московскую исполнительницу Анжелу Манукян. В 2011 году в Пермь впервые приехала польская группа All Sounds Allowed, выступил Олег Костров из «Нож для Frau Müller», электронный проект «Ёлочные игрушки» из Санкт-Петербурга, украинская группа SunSay, британский трип-хоп-музыкант Tricky. В 2012 году «Камва» представила арт-проект Planningtorock (Англия — Германия), немецкого диджея Michael Mayer, карело-питерскую группу Samosad Band, бурятскую исполнительницу Намгар Лхасаранову. В 2013 году на фестивале звучали африканские ритмы группы из Марокко GNAWA и звезды world music Марлен Дорсены, а также музыка берлинского мультиинструменталиста Владисвара Надишаны и инди-фолк-группы The Retuses.
В 2014 году выступили: мастер горлового пения Радик Тюлюш (Тува), бурятско-французский проект Uuzalga, певица Инна Желанная, болгарская группа «Оратница», электронный музыкант Алексей Zubkerman. В 2015 году — девушки-гусляры «Чинчывый» (Марий Эл), ансамбль «Вербное Воскресенье» (Удмуртия) с обрядовыми песнями. На «Камву» вновь прибыл солист группы SunSay Андрей Запорожец. В 2016 году — трио из Грузии Mgzavrebi, пермская группа «Туман», группа «Живая Земля» из Москвы, фольклорная «Тишина» (Пермь), бурятская группа «Намгар», индийская группа Aarti (Челябинск). В 2017 году на фестивале звучал ирландский фолк от Kila, world music от белорусских SHAMAN JUNGLE, фолк от дуэта «Живые Ворота», немецкий Dj HOBTA, пермский Dj CASTO, аутентичные «Сипертас» из Республики Коми. В 2018 году — интернациональный проект из Будапешта Meszecsinka, индийские Anandi Joys Abound, немецкий хор «Эйфельвинд», фольклорно-этнографический ансамбль из села Буб (Прикамье), пермская группа «Упалинаушиs».
— Для меня лично, кроме музыки, природы, вкусной еды на «Камве», была важна атмосфера. Если вспомнить то же «Движение» — они привозили отличных музыкантов, но такой атмосферы не было. Как она менялась, как создавалась? Кстати, правда ли, что Александру Чепарухину настолько понравилось на «Камве» в Хохловке, что он сам решил проводить фестивали там?
— Был такой эпизод в 2009 году, когда культурная пермская революция уже захватывала не только умы, но и территории. Александр Липницкий тогда на «Камве» с удивлением восклицал «Вудсток!», глядя на толпы счастливого народа в Хохловке. На «Камве-2009» был первый опыт сотрудничества с Александром Чепарухиным, когда мы привезли Даху-Браху и SAYARI из Раджастана. Помню, было очень много народу, около 10 тысяч человек, это был самый массовый фестиваль. Чепарухин тогда озвучил идею нового грандиозного фестиваля в Хохловке. На следующий год «Движение» стартовало в Хохловке за месяц до «Камвы», с хедлайнерами щоу-бизнеса, аппаратурой из Голландии и бюджетом в 2,5 раза больше камвовского. Глобализация побеждала. «Камва» уступила место «Движению» и ушла в город. Движение остановилось в 2011 году.
— Вы не раз говорили, что на модели фестиваля можно изучать событийный туризм в Прикамье. Как именно и почему?
— Туризм в Пермском крае — это многострадальная отрасль. Находясь в постоянных реформах, она то пытается наладить инфраструктуру, то устраивает пресс-туры с презентациями объектов-продуктов, то начинает снова изобретать велосипед. Мы встали на путь событийного туризма лет восемь назад, когда «Камва» в Хохловке стала собирать на праздник не только участников и пермяков. Тогда впервые мы увидели 20 автобусов с туристами и поняли, что подобное событие при правильном менеджменте может и должно стать поводом посетить фестиваль, Хохловку и Пермский край. Дальше начинаются технологии. Формирование, продвижение и продажа турпродукта: создание комфортных условий для отдыха гостей, контент события, то, ради чего приезжает турист. В теории «Камва» в Хохловке — идеальная модель для экологического отдыха и внутреннего туризма. Но в окрестностях музея нет гостиничной инфраструктуры, способной принять даже 200 туристов, нет нормальных кафе, навигации, дорог, парковок, туалетов, оборудованных зеленых стоянок.
Сейчас туризм вновь оказался под управлением Министерства культуры Пермского края. Только время покажет, как поменяется картина. Пока туризм находится в руках бизнеса, именно он и осваивает туристические маршруты, строит туристические кластеры вокруг объектов природы и истории. Конечно, туризм — это коммерческая отрасль, но от государства зависит многое. В первую очередь это стратегическое планирование и развитие ресурсных территорий. За годы проведения фестиваля у нас появилось много пермских бизнес-партнеров, которые своим знанием и профессионализмом помогали правильно организовать туристический сервис.
Пояснение редакции: в апреле 2018 года глава региона Максим Решетников подписал постановление о возвращении сферы туризма из компетенции Министерства спорта Пермского края в краевой Минкульт.
— Если в нескольких словах, чем «Камва» была для вас лично?
— Для меня «Камва» — кислород. Последние 13 лет это была не просто работа, это был смысл жизни в Перми. Мы делали фестиваль не ради показателей или собственной карьеры. Это фестиваль творцов, света и позитива. Мы здесь живем, чувствуем и понимаем Пермь, изучаем и пытаемся соответствовать времени. Нам интересен мир других, а наш мир интересен им. И когда сотни участников ежегодно приезжают на фестиваль из других городов и стран, они открывают для себя Пермь и удивительный дух «Камвы»». Они рады делиться с нами своим творчеством и энергией, а в ответ получать благодарность пермяков. В Перми есть прогрессивное сообщество, фестиваль «Камва» для них.
— Какие у вас дальнейшие планы? Займетесь новыми проектами?
— Не готова сейчас говорить о будущих проектах, возможно, они будут вне Перми.
О том, как прошла последняя «Камва», можно узнать из нашего фоторепортажа.